Заключение Комитета ГД по безопасности на проект закона О социальных гарантиях сотрудникам МВД

Комитет Государственной Думы по безопасности, рассмотрев проект федерального закона № 518723-5 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации, отмечает следующее.

Законопроект разработан в развитие положений Федерального закона "О полиции" и направлен на регулирование отношений, связанных с:

денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел;

обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей;

предоставлением указанным гражданам иных социальных гарантий.

В соответствии с законопроектом начиная с 2012 года сотрудникам устанавливается денежное довольствие, основной частью которого будет оклад денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию), составляющий около половины денежного довольствия.

При этом минимизируется количество ранее установленных дополнительных выплат (в настоящее время их около 40 видов), будет 8-10 видов.

С 2012 года денежного довольствия лейтенанта полиции не ниже 33 тыс. рублей в месяц, а с учетом дополнительных выплат -45 тыс. рублей в месяц.

Единовременное пособие выплачивается:

при увольнении - до пяти окладов денежного содержания.

в случае гибели - до 3 млн. рублей;

с получением увечья или повреждения здоровья -до 2 млн. рублей.

Законопроектом предусматривается, что с 1 января 2012 г. пенсии сотрудникам исчисляются исходя из 54 процентов окладов по должности, специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Начиная с 1 января 2013 года данный процент ежегодно увеличивается на 2,0 процента до достижения 100 процентов соответствующих сумм денежного довольствия.

Средний размер пенсий пенсионерам МВД в 2012 году по сравнению с настоящим периодом составит:

за выслугу лет - 17 722 рублей (7 700 рублей);

по инвалидности - 18 720 рублей (8 390 рублей);

по случаю потери кормильца - 8 736 рублей (3 750 рублей).

Указанная норма вводится в целях доведения среднего размера пенсий сотрудников за выслугу лет в 2012 году до уровня, превышающего на 30 процентов установленный средний размер общегражданских пенсий.

Законопроектом также корректируются размеры выплат, производимых сотрудникам в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы (материальная помощь, подъемное пособие, единовременное пособие при увольнении), с учетом устанавливаемого размера денежного довольствия.

Вместе с тем, в законопроекте имеется более 30 ссылок на правовые акты, устанавливающие нормы и порядок предоставления социальных гарантий, определяемых Правительством Российской Федерации. Отсутствие проектов постановлений и иных подзаконных актов не дает четкого представления об эффективности правовых норм законопроекта.

В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Учитывая, что новеллы законопроекта предусматривают регулирование отношений, связанных с социальным обеспечением только сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в МВД России, по мнению Следственного комитета Российской Федерации, с целью нераспространения положений пункта 1 части 1 статьи 15 законопроекта на сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, представляется целесообразным внести соответствующие изменения в статью 35 федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации".

Комитет по безопасности обращает внимание на то, что в законопроекте неоднозначно определено положение лиц начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы в системе социальных гарантий. Например, указанные лица в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона "О федеральной фельдъегерской связи" № 67-ФЗ состоят в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации и являются прикомандированными к федеральному органу исполнительной власти в области фельдъегерской связи. Статьей 10 этого федерального закона определено, что лица начальствующего состава ГФС России и члены их семей пользуются правами и льготами, установленными законодательством для лиц начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей.

В соответствии с частью 30 статьи 2 рассматриваемого законопроекта сотрудники, прикомандированные в соответствии с законодательством Российской Федерации к органам государственной власти и иным государственным органам (к которым относятся лица начальствующего состава ГФС России и ФМС России), обеспечиваются денежным довольствием в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Вместе с тем, пунктом 2 статьи 13 законопроекта предложено не распространять действие закона на сотрудников, прикомандированных к федеральным органам исполнительной власти в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи (ГФС России) и реализующим государственную политику в сфере миграции (ФМС России). В соответствии с пунктом 1 статьи 14 на этих лиц распространяются социальные гарантии, предусмотренные статьями 54 и 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".

Таким образом, например для ГФС России, имеют место противоречия между статьями 2, 13 и 14 законопроекта, а также между положениями этих статей и Федеральным законом "О федеральной фельдъегерской связи" (статьи 8 и 10).

Следствием указанных противоречий может явиться не только коллизия законов, но и закрепленное законодательно неравенство в социальном статусе между лицами начальствующего состава ГФС России, ФМС России и иными сотрудниками органов внутренних дел, прикомандированными другим к органам государственной власти.

Следует также внимательно отнестись к проблемам других федеральных органов исполнительной власти, где правовые акты о прохождении службы их сотрудниками, связаны определенным образом с законами устанавливающими правовые нормы для сотрудников органов внутренних дел: ФСКН России, ФСИН России, ФТС России.

Возникают определенные вопросы и к правовым нормам связанным с установлением надбавок.

Так, положения законопроекта (ч. 11 статьи 2) в части определения размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, вступают в противоречие с законодательством Российской Федерации. Так в соответствии с п. 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" Правительство Российской Федерации "устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".

Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573.

В соответствии с указанным постановлением размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5 - 10 процентов.

В отличие от этого законопроект устанавливает размер ежемесячной надбавки: за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", - 25 процентов; за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 20 процентов; за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно", - 10 процентов.

При этом, создавая указанную правовую коллизию, законопроект не предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне".

В проекте закона в состав дополнительных выплат, входящих в состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних де, не включены ежемесячная процентная надбавка за работу с шифрами, которая выплачивается сотрудникам шифрслужбы органов внутренних дел, и надбавка за стаж работы в структурном подразделении по защите государственной тайны.

Кроме того, в Комитете по безопасности вызывают тревогу вопросы связанные с изменениями правовых норм в области медицинского и санаторно-курортного обслуживания, выплаты компенсации на санаторно-курортное лечение, проезду сотрудников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно и ряд других социальных гарантий.

Законопроектом регулируются вопросы обеспечения жильем.

Сотрудникам могут предоставляться:

единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения;

жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (сотрудникам, поставленным на жилищный учет до 1 марта 2005 г.);

служебное жилье.

государственные жилищные сертификаты - примерно 10 тыс. человек (20% сотрудников, увольняемых со службы по организационно-штатным мероприятиям).

Кроме того, отдельным категориям сотрудников и членам их семей жилые помещения могут предоставляться в собственность.

Особый порядок устанавливается для обеспечения служебными жилыми помещениями участковых уполномоченных полиции на обслуживаемых территориях муниципальных образований.

Вместе с тем, в случае отсутствия специализированного жилищного фонда у органа внутренних дел, в вопросе обеспечения жильем возникают правовые коллизии.

В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 6.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность муниципальных органов по обеспечению граждан жильем из муниципального жилищного фонда возникает при условии: граждане являются малоимущими, проживают на территории муниципального образования, наличии служебных отношений с органами местного самоуправления.

Таким образом, возникает необходимость наделения органов местного самоуправления федеральными полномочиями в данном вопросе.

Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления концепцию законопроекта поддерживает с учетом высказанных замечаний.

От субъектов Российской Федерации поступило 77 отзывов, во всех законопроект поддерживается.

Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает Правительству Российской Федерации до рассмотрения Государственной Думой законопроекта во втором чтении рассмотреть возможность:

1) направления в Государственную Думу проектов подзаконных актов, указанных в тексте данного законопроекта;

2) направления в Государственную Думу предложений в отношении распространения действия правовых норм законопроекта на сотрудников, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, или к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;

3) подготовки предложений о порядке и сроках реформирования системы социальных гарантий и планируемом уровне материальной обеспеченности сотрудников федеральных органов по контролю за оборотом наркотиков и органов уголовно-исполнительной системы, по сравнению с сотрудниками органов внутренних дел, на которых распространяется действие указанного законопроекта.

Комитет по безопасности поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении, однако ко второму чтению законопроект необходимо доработать в соответствии с указанными в заключении замечаниями.

Председатель Комитета В.А. Васильев