Права частного охранника на принуждение. Как их понимать

Уважаемая редакция, не поможете ли внести ясность вот в какой вопрос. Можно искренне порадоваться, что частная охрана постепенно «обзаводится» полноценной законодательной базой. Но «белых пятен» в нашей деятельности все еще достаточно. Как, например, понимать предоставленные частным охранникам права на принуждение? Как их понимать, трактовать, и в каких пределах они распространяются? Что такое внутриобъектовый режим и пропускной режим охраны? Наше начальство по этому поводу ничего не говорит, а нам, простым охранникам, хотелось бы знать…  Игорь Чернышев

ОТ РЕДАКЦИИ «МБ». На вопросы нашего читателя отвечает постоянный эксперт «Мира безопасности» Михаил Савелий.

С принятием двух федеральных законов - «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 298-ФЗ и № 301-ФЗ, в деятельность частных охранных организаций страны внесены существенные поправки.

Законом № 301-ФЗ определено, кто такой частный охранник и частный детектив, что есть частная охранная организация, удостоверение частного охранника, объекты охраны, внутриобъектовый режим и пропускной режим. Другим Законом - № 298-ФЗ - частному охраннику предоставлены некоторые законные права на принуждение.

К праву на принуждение относится: требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, осуществлять допуск лиц на объекты охраны, производить осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества и применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Комментируя указанные законы, особое внимание следует обратить на понятие самого принуждения. На наш взгляд, в данном случае принуждение это - метод принудительного обеспечения должного поведения физических лиц (граждан) в сфере осуществления частной охраны в целях исполнения правил внутриобъектового и пропускного режимов охраны в конкретных случаях жизнедеятельности организации.

Принуждения, которые определены Законом № 298-ФЗ, связаны с производством осмотра въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества, а также применением физической силы, и они являются процессуальными. Эти понятия отсутствуют в Законе № 301-ФЗ, в Законе № 298-ФЗ и других нормативных актах, регламентирующих деятельность частной охраны.

Необходимость иметь определение понятия «осмотр» вызвана следующими причинами. Во-первых, понятие «осмотр» использовалось в частной охране и до издания этих законов, но оно подразумевалось не как «принуждение», а как «добровольная мера». Во-вторых, понятие «осмотр» используется и в КоАП РФ. В-третьих, слово «осмотр» употребляется во многих отраслях. Например, технический осмотр, медицинский осмотр, таможенный осмотр и т.д.

Осмотр следует понимать не как меру производства по делам об административных правонарушениях, а как меру принуждения, связанную с обеспечением внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны. Принуждение осуществляется уполномоченными законом должностными лицами охраны и имеет целью охрану прав и законных интересов только собственника имущества, с которым заключен договор об охране имущества частной охранной организацией на территории охраняемого объекта.

Что же касается понятия «осмотр», то его можно определить следующим образом. Осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества как внешний, визуальный, не связан со вскрытием пломб, нарушением упаковки и повреждением имущества и транспортных средств. Осуществляется осмотр в случае возникновения подозрения, что указанными транспортными средствами перевозится чужое имущество, или оно выносится с противоправными целями.

В Законе № 298 – ФЗ указано, что не подлежат осмотру только въезжающие на объекты охраны (выезжающие с объектов охраны) транспортные средства оперативных служб государственных военизированных организаций.

Осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества нельзя путать с осмотром, применяемым правоохранительными органами в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, с досмотром лица или имущества. Так как осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества в процессе обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов осуществляют охранники исключительно на территории охраняемого объекта, а в режиме обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – сотрудники правоохранительных органов на всей территории страны. Поэтому в случаях обнаружения охранником административного или уголовного правонарушения, он обязан уведомить об этом правоохранительные органы в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». При этом осмотр и досмотр по прибытию сотрудников правоохранительных органов осуществляют они.

Осмотр в процессе внутриобъектового и пропускного режимов охраны является не только мерой принуждения, но и одной из форм контроля.

Кроме осмотра к формам контроля обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов охраны также относятся:

1) осуществление допуска лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим;

2) проверка документов и сведений;

3) устный опрос;

4) получение пояснений;

5) наблюдение;

6) другие формы контроля, не являющиеся мерой принуждения и не противоречащие законодательству.

Осуществляя допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, охранники проверяют не только документы, устанавливающие личность, но и сведения на право вноса и выноса, ввоза и вывоза имущества транспортными средствами. Документом, устанавливающим личность, является паспорт гражданина.

Проверка достоверности сведений, представленных в процессе допуска, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм контроля, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

В процессе обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов охранники вправе проводить устный опрос лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении имущества и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Получение пояснений – это действия охранника или другого должностного лица охраны по получению сведений от лиц, располагающих такими сведениями, об обстоятельствах, имеющих отношение к имуществу или к транспортным средствам.

Пояснение оформляется, по согласию контролируемых лиц, в письменной форме.

Наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение охраной в процессе обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов охраны.

При осуществлении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны действия частных охранников регламентируются должностной инструкцией частного охранника. В соответствии с Законом № 298 типовые требования к должностной инструкции частного охранника утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Такие требования сегодня пока отсутствуют. Хотя в указанном законе основные требования перечислены в форме обязанностей.

К ним относятся:

руководствоваться должностной инструкцией частного охранника;

соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;

предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан, удостоверение частного охранника.

Там же указано, что частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности. Подготовленная в частной охранной организации должностная инструкция частного охранника в одном экземпляре в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

В СМИ появилась информация о том, что в некоторых субъектах Российской Федерации внутриобъектовый и пропускной режимы на объектах охраны понимают как охранную услугу, и в связи с этим требуют от руководителей ЧОПов внести внутриобъектовый и пропускной режимы на объектах охраны в перечень охранных услуг. А это означает то, что для введения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны требуется обновление лицензии на охранную деятельность.

Внутриобъектовый и пропускной режимы на объектах охраны в перечень охранных услуг не входят (см. ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), так как любые режимные мероприятия – это установленный порядок действия, в том числе и в процессе осуществления внутриобъектового и пропускного режима на объектах охраны.

Чтобы быть в этом уверенными, рассмотрим, как эти понятия изложены в Законе № 301. «Внутриобъектовый режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности».

А «пропускной режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны)».

Таким образом, внутриобъектовый режим и пропускной режим охраны (устанавливает клиент или заказчик) - порядок, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны. Он подразумевает, как себя вести на территории объекта собственника имущества, и не является услугой охраны.

Журнал «Мир безопасности», январь 2011