Что не имеет права делать коллектор

Права коллектораС июля текущего года в силу вступил Закон «О потребительском кредите (займе)», который довольно жестко регулирует деятельность банков и коллекторов.

Нормы, прописанные в законе, серьезно сковывают коллекторов и направлены на создание цивилизованной системы взыскания долгов. Любые действия, которые выходят за рамки данного закона, могут быть оценены как вымогательство.

Статья 15. Особенности совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа)

1. При совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), кредитор и (или) юридическое лицо, с которым кредитор заключил агентский договор, предусматривающий совершение таким лицом юридических и (или) иных действий, направленных на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа) (далее — лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности), вправе взаимодействовать с заемщиком и лицами, предоставившими обеспечение по договору потребительского кредита (займа), используя:

личные встречи, телефонные переговоры (далее — непосредственное взаимодействие);

почтовые отправления по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.

2. Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи способов, способы взаимодействия с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), по инициативе кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, могут использоваться только при наличии в письменной форме согласия заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа).

3. Не допускаются следующие действия по инициативе кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности:

непосредственное взаимодействие с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), направленное на исполнение заемщиком обязательства по договору, срок исполнения которого не наступил, за исключением случая, если право потребовать досрочного исполнения обязательства по договору предусмотрено федеральным законом;

непосредственное взаимодействие или взаимодействие посредством коротких текстовых сообщений, направляемых с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи, в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства заемщика или лица, предоставившего обеспечение по договору потребительского кредита (займа), которое указано при заключении договора потребительского кредита (договора, обеспечивающего исполнение договора потребительского кредита (займа) или о котором кредитор был уведомлен в порядке, установленном договором потребительского кредита (займа).

4. Кредитор, а также лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, не вправе совершать юридические и иные действия, направленные на возврат задолженности, возникшей по договору потребительского кредита (займа), с намерением причинить вред заемщику или лицу, предоставившему обеспечение по договору потребительского кредита (займа), а также злоупотреблять правом в иных формах.

5. При непосредственном взаимодействии с заемщиком или лицом, предоставившим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), кредитор и (или) лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, обязаны сообщать фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) или наименование кредитора и (или) лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, или место нахождения, фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) и должность работника кредитора или лица, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, который осуществляет взаимодействие с заемщиком, адрес места нахождения для направления корреспонденции кредитору и (или) лицу, осуществляющему деятельность по возврату задолженности.

Банки и коллекторы не имеют права беспокоить должника раньше 8 часов утра и позже 10 часов вечера в будние дни. В выходные дни этот график смещается, запрет на звонки и смс-сообщения действует до 9 утра и после 8 вечера.

Взыскатели не имеют права беспокоить должника, кроме как по телефону, либо по месту проживания. Допускается также использование почтовых отправлений, текстовых сообщений.

Представитель банка или коллекторской службы не имеет права входить в квартиру или дом должника без его согласия.

Взыскатели не имеют права обязывать должника погасить просроченную задолженность, такое право есть только у суда. Сотрудники коллекторских служб и банков могут лишь побудить должника рассчитаться с долгами.

Взыскатели не имеют права предпринимать какие-либо действия, в том числе и юридические, с намерением причинить вред должнику.

Коллекторы не имеют права скрывать свои данные. Новый закон обязывает работников коллекторских служб и банков полностью представляться и назвать адрес места нахождения. За нарушение этих правил им грозит штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Многие эксперты скептично оценивают данное нововведение, считая, что коллекторы продолжат действовать в привычных для них рамках. Такое мнение связано с тем, что должники не знакомы со своими правами и крайне редко обращаются в суд. Для того, чтобы защитить свои права, необходимо в обязательном порядке фиксировать действия взыскателей (запись разговоров на диктофон, распечатка смс-сообщений и т.д.), поскольку все это станет доказательной базой в суде.

Отдельным пунктом, стоит отметить, что организации предоставившие кредит не имеют права начислять «фантастические проценты», так как закон ограничивает полную стоимость кредита (проценты за пользование кредитом, комиссии и другие платежи). ПСК не может превышать более чем на треть среднерыночное значение, которое будет ежеквартально рассчитывать Центробанк.