Можно ли отстоять свои права через Интернет

«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Статья 33 Конституции РФ.

Существует несколько распространенных мифов о жалобах в различные инстанции. Например, «жаловаться – стыдно, это как расписаться в собственном бессилии». Или: «жаловаться – очень хлопотно, потеряешь время, нервы, в итоге сам будешь не рад результату». Ну, и совсем пессимистичное «жаловаться – бесполезно, ничего не изменится».

Уверяю вас, это не более чем мифы. Жаловаться – ваше конституционное право, а если посмотреть шире, практически гражданская обязанность. Ни один ответственный чиновник с высоты своего кресла не видит в подробностях, что творится на местах. Но когда к нему одно за другим приходят сообщения о проблемах (читай, жалобы граждан) – вынужден принимать решения и исправлять ситуацию.

Жаловаться, конечно, надо с умом. Составляя свое обращение, спрячьте подальше эмоции, подберите слова, как можно более конкретно описывающие суть вашей проблемы, а закончив текст, отложите его на время – и попытайтесь перечитать потом с позиции постороннего человека: все ли будет понятно?

Определитесь, в какую именно инстанцию нужно отправить ваше обращение (не обязательно все сразу адресовать президенту, есть еще всевозможные горздравы, облсобесы, милиция и прокуратура, наконец). И обязательно выберите надежный способ отправки. Это может быть заказное письмо, личный визит в канцелярию организации с фиксацией входящего номера документа или...

Радуйтесь, интернетчики! Все больше становится организаций, принимающих электронные обращения граждан наравне с обычными письменными. Вы заходите на сайт организации, находите соответствующий раздел, заполняете предложенную форму – и все, ваша жалоба уходит по нужному адресу.

Разумеется, глупо представляться чиновникам своим привычным сетевым ником. Все должно быть официально: ФИО, адрес, контактный телефон; возможно, потребуется указать даже паспортные данные (как минимум, дату рождения).

Отнеситесь к этому формализму с пониманием: принимая ваше обращение, любое учреждение обязано на него отреагировать, а значит, разобраться в ситуации и донести вам свой ответ, так что подробности не излишни. Если панически боитесь утечки конфиденциальных данных, выясните часы приема граждан и езжайте жаловаться лично. Но помните, время дорого!

Идея жалоб через Интернет пришла ко мне, как говорится, не от хорошей жизни. Мы оформляли пособия на новорожденного ребенка в райотделе соцзащиты. Кто проходил это, знает, какую пачку бумаг приходится собрать. Но в итоге все равно возникла спорная ситуация ценой в 10 с лишним тысяч рублей. Мириться с этим мне не хотелось, но бегать дальше по кабинетам с маленьким ребенком на руках тоже представлялось очень утомительным.

Как-то, уложив малыша спать, я стала искать в Интернете координаты ДСЗН Москвы. Сначала просто позвонила по найденному телефону «горячей линии», объяснила ситуацию, и мне подтвердили, что закон на моей стороне. Однако в районном отделе слов было недостаточно, нам все равно начислили меньшую сумму. Уже настраиваясь на то, что придется ехать разбираться, я продолжила изучение сайта ДСЗН – и наткнулась на форму для обращений граждан. Это был замечательный выход!

Написала свою «электронную жалобу». Прошло недели три (срок рассмотрения жалоб – 1 месяц), и мне позвонили из районной соцзащиты. Надо отметить, тон в общении был уже совсем другой, вежливый и понимающий. Пригласили привезти еще один документ, уже в неприемный день и без очереди. И еще через несколько недель недополученные деньги единовременного пособия лежали на моей сберкнижке.

Правда, через месяц мне пришлось написать еще одну жалобу в ДСЗН, уже про начисление ежемесячного пособия (наверное, ситуация, когда папа ребенка – москвич, а мама продолжает жить по временной регистрации, все еще недостаточно привычна для рядовых сотрудников соцзащиты...) Мне не то чтобы отказали, но документы, как говорится, пошли по инстанциям – и ходили там уже месяца три. Пришлось прибегнуть к «отработанному» методу воздействия. В итоге мне звонили уже из городского Департамента, сочувствовали и обещали во всем разобраться, даже дали контактный прямой телефон, на случай «если вдруг что». К счастью, он уже не потребовался.

Электронную жалобу можно написать и на сайте правительства Москвы. Там круг решаемых проблем – гораздо шире. Меня вот угораздило в конце ноября пожаловаться на отсутствие участкового педиатра (на протяжении года!) в нашей поликлинике. Сегодня мне звонила ее заведующая. С обидой в голосе, конечно, но в целом поговорили очень конструктивно.

Наверное, за глаза прослыву скандалисткой, но моего малыша прикрепили наблюдаться к врачу соседнего участка, очень хорошему и, что немаловажно, постоянному специалисту. Конечно, не глобальное решение проблемы – но хороший показатель, что вода в нашем государстве не течет только под лежачий камень.

Если вам, дорогие читатели, жаловаться не на что и не на кого, искренне за вас рада. Но если вдруг ваши права нарушены, не оставляйте этого просто так, не закрывайте глаза на «мелочи жизни».

Зайдите хотя бы в любимый поисковик и проверьте, нет ли на сайте ответственных инстанций формы для электронного обращения, контактного е-мейла, «горячего» телефона или номера пейджера. Добиться понимания и справедливости порой гораздо проще, чем мы думаем.

Елена Мошкова


Новое на сайте