Новая редакция Федерального закона "О частной охранной деятельности"

Новая редакция закона О частной охранной деятельностиСоюз СРО НСБ России знакомит читателей с новой редакцией Федерального закона «О частной охранной деятельности».

Как известно, данный законопроект направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности в Российской Федерации, а также на дальнейшее развитие механизмов государственно-частного партнерства в обеспечении общественной безопасности, в том числе постоянного и действенного взаимодействия частных охранных организаций с государственными правоохранительными органами.

Как поясняют разработчики документа, проект закона о частной охранной деятельности разработан в целях:

- разграничения двух самостоятельных, различных по своему содержанию, видов деятельностей (частной детективной и охранной);

- дальнейшего совершенствования законодательства в сфере охраны;

- наиболее полного и отвечающего потребностям современной практике урегулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления частной охранной деятельности;

- определения порядка взаимодействия частных охранных организаций с государственными органами и силовыми структурами в вопросах обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка.

- расширения категории работников частных охранных организаций, порядка получения ими соответствующего статуса, их прав и обязанностей.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 23 тысяч частных охранных структур, в которых работает свыше 708 тыс. охранников. Специфика их деятельности связана с ограничением конституционных прав граждан, а также оборотом оружия и специальных средств, что непосредственно влияет на состояние правопорядка и безопасность государства.

Сложившаяся за 25 лет практика работы негосударственных структур безопасности показала, что они являются неотъемлемой частью сложившейся в стране системы общественной безопасности.

Это, в свою очередь, обусловлено тем, что с 2016 года государственным регулятором частной охранной деятельности является федеральная служба войск Росгвардии, которая одновременно является органом, контролирующим структуры ведомственной охраны и непосредственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную охрану объектов. Указанное определяет место частных охранных организаций в ряду прочих силовых структур.

В настоящее время частная охранная деятельность регулируется в одном законе с частной детективной деятельностью, несмотря на то, что они представляют собой два отдельных, самостоятельных вида деятельности, которые различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовой природе. Важно и то, что действующее законодательство запрещает одному лицу заниматься одновременно детективной и охранной деятельностями.

При этом регулятором частной охранной деятельности со стороны государства является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, а частной детективной – МВД России.

Кроме ограничения закона регулированием только частной охранной деятельности законопроектом предлагается ряд изменений в концептуальных положениях и структуре закона.

Так, сферу частной охранной деятельности законопроектом предлагается жестко не ограничивать, оставив возможность компетентным органам для принятия решений о привлечении частных охранных организаций в порядке субподряда для охраны всех видов объектов.

Это связано с тем, что жесткое ограничение участия частных охранных организаций в охране государственных объектов, а также иной категории объектов, на которые охранная деятельность не распространяется, на практике привело к дополнительным затратам средств государственного бюджета, а зачастую к ряду проблем по обеспечению качественной защиты таких объектов. При этом никаких вариантов для принятия альтернативных мер в настоящее время законодательством не предоставлено.

На практике комплексы зданий, подлежащих государственной охране имеют значительное количество объектов, не требующих обеспечения их охраны государственными служащими, и отдельные посты охраны могут быть переданы частным охранным организациям в порядке субподряда при обязательном их взаимодействии с органами государственной охраны.

Предлагаемые законопроектом изменения носят комплексный характер и обусловлены сложившейся практикой осуществления и самой спецификой частной охранной деятельности.

Документ предполагает конкретизацию охранных услуг, к которым предлагается отнести только три вида, непосредственно являющиеся охранными:

- защита жизни и здоровья физических лиц;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

- охрана объектов и (или) имущества.

При этом последний вид, дополнен ещетремя квалифицированными подвидами по способам и методам обеспечения такой охраны:

- путем обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах;

- с использованием технических средств охраны и (или) с принятием мер реагирования на их сигнальную информацию;

- с использованием сторожевых, служебно-розыскных собак и животных, обученных к поиску взрывчатых и наркотических веществ.

В то же время частным охранным организациям предлагается разрешить осуществлять определенный перечень других сопутствующих видов деятельности при наличии дополнительных лицензий (разрешений) на их осуществление:

- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание техническихсредств охраны, охранной сигнализации, охранно-пожарной сигнализации,пожаротушения, контроля доступа и видеонаблюдения;

- консультации и подготовка рекомендаций клиенту по защите от противоправных посягательств;

- обеспечение экономической безопасности в форме осуществления контрольных функций по учету поступаемой, складируемой и реализуемой продукции и (или) иных материальных ценностей;

- транспортировка (перевозка) грузов, в том числе на бронированном автотранспорте;

- информационные услуги и услуги связи, в том числе специальной, связанные с оказанием охранных услуг и обеспечением экономической безопасности на объектах охраны;

- обеспечение транспортной безопасности при получении соответствующей аккредитации в соответствии с федеральным законом о транспортной безопасности;

- осуществление и (или) оказание содействия в осуществлении контрольно-распорядительных функций в ходе проведения официальных спортивных соревнований;

- кинологические услуги (полный перечень: разведение, подготовка, дрессировка, содержание и т.п.);

- проведение мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны, при наличии соответствующей лицензии;

- деятельность, связанная с обеспечением пожарной безопасности и спасательными работами.

Осуществление данных видов деятельности не влияет отрицательно на качество оказываемых охранных услуг, а в отдельных случаях их только дополняет, и одновременно может оптимизировать затраты как потребителей услуг, так и самих охранных структур.

В данной части законопроектом расширен понятийный аппарат, введены такие понятия как технические средства охраны, реагирование, контролер-наблюдатель, контролер-распорядитель и другие.

Также законопроектом предлагается снять ряд ограничений на создание филиалов охранной организации в одном субъекте Российской Федерации, а также привлечения охранных организаций в качестве субподрядчиков при оказании охранных услуг, в первую очередь в ходе транспортировки охраняемого имущества. Кроме этого вводится обязательное страхование профессиональной ответственности за нарушение договора, а также за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при оказании охранных услуг на отдельных объектах.

В то же время законопроектом предусматриваются ограничения на использование огнестрельного оружия в ходе оказания отдельных видов услуг, при этом предусматривается возможность использования служебного травматического оружия в ходе оказания услуг по защите жизни и здоровья физических лиц.

Отдельный раздел законопроекта посвящен вопросам взаимодействия частных охранных структур и органов правопорядка в обеспечении общественной безопасности.

В данной части, предлагается обозначить два типа взаимодействия:обязательное, которое охранная организация должна осуществлять, как обладатель лицензии на особый вид услуг и добровольное, осуществляемое на договорной основе.

К охранным организациям, привлекаемым к взаимодействию на добровольной основе, предъявляются дополнительные требования в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

На уровне закона прописываются возможные формы добровольного содействия и механизмы его организации.

При этом частные охранные организации, выполняющие обязанности по договорам (соглашениям) в охране правопорядка не подлежат налогообложению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, а их работники на период исполнения обязанностей по данным договорам, пользуются статусом военнослужащего внутренних войск во время исполнения обязанностей по охране правопорядка.

Законопроектом сохранено все положительное, что имеется в действующем законодательстве о частной охране и отработано на многолетней практике.

В частности, практически без существенных изменений перенесены положения, связанные с:

- осуществлением лицензирования частной охранной деятельности в рамках профильного законодательства;

- обязательными требованиями к частным охранным организациям на стадии их создания;

- ограничениями на участие иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства в создании и управлении частными охранными организациями в любой форме, а также инвестированию в них финансовых средств;

- исключением возможности наделения статусом частного охранника лиц из криминальной среды и с обязательной дактилоскопической регистрацией граждан, получающих такой статус;

- обязательной специализированной подготовкой для всех работников частных охранных организаций, осуществляющих или организующих исполнение охранных функций;

- обязательным прохождением частными охранниками ежегодного медицинского освидетельствования;

- полномочиями частных охранников по выполнению функций обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах охраны;

- применением охранниками оружия и спецсредств, а также ряд других положений.

В законопроекте учтены потребности современной охранной практики, научные разработки, положительный опыт, в том числе и зарубежный.

В данной части, законопроект соответствует большей части положений модельного закона СНГ «О частной охранной деятельности», принятого 27 марта 2017 года на 46-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. Отдельные положения указанного модельного закона отражены в законопроекте в скорректированном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации об оружии, лицензировании отдельных видов деятельности и др.

Особо обращаем внимание, что составители текста проекта закона уверены – реализация представленного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

В этой плане небезынтересным будет ознакомление с изложенным ниже финансово-экономическим обоснованием проекта федерального закона «О частной охранной деятельности».

Законопроектом предлагается предоставить ряд налоговых освобождений (не подлежат налогообложению в части налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации) для частных охранных организаций, выполняющих обязанности по договорам по оказанию охранных услуг в порядке субподряда по охране государственных и муниципальных объектов на основании договоров (соглашений) с органами государственной охраны, которые в соответствии с законодательством обязаны обеспечивать их защиту, а также для, выполняющие обязанности по договорам, связанным с оказанием содействия исполнительным органам власти и правоохранительным органам в охране правопорядка.

В настоящее время такая практика отсутствует.

Вместе с тем, выполнение таких обязанностей сотрудниками государственных органов очевидно будет являться более затратным для государственного бюджета, чем заключение договоров с частными охранными организациями.

Так обеспечение охраны одного круглосуточного стационарного поста осуществляется сотрудниками подразделений государственной охраны из расчета 6,5 человек на один пост. При этом расходы из государственного бюджета на заработную плату каждого сотрудника составляют не менее 680 тысяч рублей в год. Без учета затрат на вооружение, вещевое довольстве и дополнительные социальные выплаты, определенные законодательством о государственной службе, расчетная стоимость охраны одного стационарного поста составит более 4,4 миллиона рублей в год.

В то же время при средней стоимости услуг охраны такого же поста частной охранной организацией в 120 тысяч рублей в месяц, затраты на его охрану составят не более 1,5 миллиона рублей в год. При этом за пример взята цена за охранные услуги в столичном регионе, которая значительно выше средней по Российской Федерации в целом.

Учитывая изложенное, размер предполагаемой экономии бюджетных средств (более чем в три раза за один пост) существенно превышает сумму возможных непоступлений в бюджет в размере 18% налога на добавленную стоимость.

Аналогичные же расчеты по затратам бюджетных средств относятся и к участию работников частных охранных организаций в обеспечении правопорядка по договорам (соглашениям) о взаимодействии.

В данной части законопроектом, который будет приниматься в связи со вступлением настоящего закона в действие, будут предусмотрены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

С учетом изложенного реализация проекта федерального закона дополнительных затрат из федерального бюджета не потребует.

В заключение разработчики законопроекта высказывают компетентное мнение, что принятие проекта федерального закона «О частной охранной деятельности» потребует внесения изменений в ряд законодательных и подзаконных актов, как то: Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 и Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 498, определяющие, в частности, порядок взаимодействия частных охранных организаций с правоохранительными органами на территории Российской Федерации.

Ознакомиться с проектом закона "О частной охранной деятельности"