Специфика охраны мест стоянки и хранения автотранспорта

В инфраструктуре современного города автотранспорт занимает важнейшее место. Но автомобиль не только средство передвижения, он еще достаточно длительное время находится на стоянках, парковках, в гаражах, он должен заправляться и обслуживаться.

Достаточно часто отдельные милицейские начальники обвиняют частных охранников, с одной стороны, за превышение полномочий при проверке документов при въезде-выезде с места парковки, с другой - за высокий процент угонов автотранспорта от крупных супермаркетов и торговых центров.

Паркинги, гаражи, автостоянки, автосервисы и автозаправочные станции привлекают внимание преступников прежде всего возможностью угона дорогой иномарки с последующей продажей. Нередко такая машина стоит несколько сотен тысяч долларов США. Поэтому надежности охраны объектов нахождения автомобилей должно уделяться особое внимание.

Структурно объекты стоянки автотранспорта можно разделить на две крупные категории:

постоянного хранения (паркинги, автопредприятия, гаражи, стационарные парковки и т.д.);

временного пребывания (автосервисы, АЗС, парковки у торговых центров и т.д.).

Специфика охраны таких объектов заключается:

1) в специальном контроле за въездом-выездом автомашин на место парковки и их техническим состоянием. Если в случае мест постоянного хранения у сотрудников охраны, как правило, имеются документы о моделях и владельцах автотранспортных средств, местах их стоянок, то в случае временного пребывания основное внимание уделяется нахождению в зоне контроля посторонних лиц, потенциальных правонарушителей. Важным моментом является то, что в ряде случаев охрана лишена возможности проводить мероприятия по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима.

Контроль за техническим состоянием автотранспорта необходим прежде всего для того, чтобы исключить случаи обвинения охраны за повреждения автомобиля.

Существуют различные виды контроля:

визуальный, когда автомобиль осматривается сотрудником охраны с использованием средств досмотра и технических средств охраны;

технический, когда состояние автомобиля в момент прибытия на стоянку контролирует видеосистема и при возникновении конфликтной ситуации производится сравнение записи внешнего вида и комплектации автомобиля при постановке на хранение и при получении транспортного средства.

При визуальном контроле, обнаружив какие-либо повреждения или отсутствие частей, например запасного колеса у джипа или диска на колесе, охранник делает запись в книге учета автотранспорта, под которой расписываются охранник и водитель.

Об обнаруженном повреждении охранник докладывает начальнику (старшему) смены;

2) в поддержании строгого внутриобьектового режима.

При стационарном режиме работы право входа на территорию объекта имеют только владельцы автомобилей, водители и обслуживающий персонал. За владельцами машин могут закрепляться места стоянок.

В местах временного пребывания автотранспорта все лица, находящиеся на территории объекта, находятся под визуальным наблюдением охраны;

3) на территории объекта особое внимание обращается на соблюдение правил пожарной безопасности: запрещается разводить костры, курить в не установленных для этого местах. Объект оборудуется необходимым количеством огнетушителей и т.д.;

4) в особом контроле за выездом автомашин с места парковки.

В местах постоянной стоянки повышенный контроль за выездом автомобилей необходим для того, чтобы исключить возможность их угона или воровства, а также несанкционированного использования водительским составом. При выезде автомобиля у его хозяина (водителя) проверяются документы - техпаспорт на автомобиль, водительское удостоверение, доверенность на право управления машиной, путевой лист (для водителя). Водитель расписывается в книге учета автотранспорта в получении машины, и с этого времени охрана за ее состояние ответственности не несет.

При малейшем подозрении на то, что автомобиль пытается угнать злоумышленник, охрана должна препятствовать угону и задержать злоумышленника (лицо, подозреваемое в попытке угона автомобиля) до выяснения обстоятельств;

5) в оборудовании объекта системами инженерной защиты и техническими средствами охраны.

Въезды в гаражи и автосервисы могут оборудоваться автоматическими шлагбаумами, системами видеонаблюдения, а ворота - системами дистанционного управления. Кроме того, могут устанавливаться специальные противоугонные препятствия на выезде с объекта, которые управляются охраной.

Особое внимание должно быть уделено платной автостоянке. Это связано с тем, что на ней могут быть автомобили таких моделей, за которыми охотятся угонщики. На автостоянке могут оставляться машины с ценным грузом, который уже находится в поле зрения какой-то преступной группировки. Автостоянка, если она не оборудована должным образом и плохо охраняется, как раз и является наиболее вероятным местом для совершения кражи такого груза. Автостоянка должна быть освещена и оборудована техническими и инженерными средствами охраны, которые позволяли бы охране:

вести за ней круглосуточное наблюдение;

обнаружить приближение к ней или появление на ней посторонних лиц;

исключить несанкционированное проникновение посторонних лиц на территорию автостоянки;

предотвратить, в случае необходимости, угон автотранспорта злоумышленниками.

Специфика в подборе персонала имеет важное значение. Желательно, чтобы охранники имели хорошие знания различных марок автомобилей, владели навыками управления имеющимися видами автотранспорта, обладали быстрой реакцией и вниманием, могли быстро проверить внешний вид и освидетельствовать комплектность. Все эти навыки востребованы в условиях экстремальных ситуаций, например, при пожаре охранник мог бы вывезти автомобиль из зоны поражения.

Специфика охраны автозаправочных станций

Автозаправочные станции относятся к объектам высокой группы риска, так как являются не только объектами повышенной пожарной опасности, но и объектами, расположенными отдельно от других строений в силу своей специфичности и представляющими для преступников определенный интерес - на них всегда имеются наличные деньги.

В настоящее время АЗС представляет собой комплекс зданий, обеспечивающих различные виды услуг. Сюда входят столовая, ресторан, кафе, мойка, платная автостоянка, магазин по продаже запчастей и т.д. Весь этот комплекс должен охраняться необходимым количеством охранников, структура и расположение постов определяются руководителем ЧОПа при приеме объекта под охрану. Желательно охранять комплекс единым оператором по общей схеме дислокации постов. В противном случае разрабатывается план взаимодействия постов различных предприятий, работающих в комплексе. Поэтому в договоре на оказание охранных услуг необходимо четко определить, за охрану каких именно объектов ЧОП отвечает, какое количество постов клиент обязуется оплачивать, какие технические средства охраны обязуется установить и т.д. У охраны обязательно должна быть своя городская телефонная связь. Желательно, чтобы была радиосвязь с оперативным дежурным ЧОПа или другим охраняемым объектом.

На АЗС преступников могут интересовать места сосредоточения наличных денег. Таким местом прежде всего является комната операторов, где находится выручка за проданный бензин. За сутки там накапливается сумма в несколько десятков тысяч рублей. Самое удобное время для нападения на операторов с целью завладения выручкой - это период снятия показаний счетчиков на бензоколонках и момент смены операторов. Практика показывает, что преступники используют время инкассации и ночной период работы заправки.

Специфика охраны АЗС зависит от многих факторов:

расположения зданий и сооружений в комплексе;

количества персонала в различных зонах;

близости постов ГИБДД и маршрутов патрулирования милицейских экипажей;

удаленности от города и мест массового посещения;

инженерной укрепленности мест хранения и инкассирования денежных средств.

Тактика охраны АЗС, как правило, строится по следующим принципам:

Поста охраны располагаются в таком месте, чтобы охранник мог наблюдать за диспетчерской и автомобилями, находящимися на заправке (у бензоколонок). В некоторых случаях пост может располагаться в одном помещении с диспетчерской. Для наблюдения за территорией объекта целесообразно применять видеокамеры.

Если АЗС охраняется одним человеком, он должен иметь возможность вызова ГБР и милиции с использованием кнопки тревожной сигнализации и радиокнопки. Для связи охранника с оперативным дежурным ЧОПа может применяться телефон и (или) радиостанция, для связи с оператором АЗС - переговорное устройство. Охраннику, как правило, запрещается покидать свое рабочее место и обходить территорию. Для усиления охраны входа в помещения операторской могут применяться служебные собаки.

Въезд на АЗС свободный. Вместе с тем охрана должна обращать особое внимание на машины, которые паркуются на АЗС без видимой причины или под видом устранения неисправности, длительное время не заправляются и не уезжают.

На территории АЗС должен строго соблюдаться противопожарный режим, категорически запрещается курить и разводить костры.

Особое внимание уделяется охране операторской и помещению охраны. Двери должны быть укреплены и оборудованы системой домофонов. Перед выходом персонал осматривает прилегающую территорию, при любых подозрениях выход из помещения категорически запрещен.

Практика свидетельствует, что нет двух одинаковых объектов охраны, поэтому в каждом конкретном случае необходимо наряду с общими правилами и подходами разрабатывать и внедрять специальные приемы обеспечения безопасности.

Виталий Кукушкин