Правила общения сотрудников ЧОП с гражданами, совершившими правонарушения

Действия сотрудника негосударственной сферы безопасности зависят от характера правонарушения и личности нарушителя. Но существуют общие правила:

1) никогда не пытайтесь состязаться с нарушителем правопорядка в остроумии и сарказме. В случае если он начинает с вами разговор в указанной манере, не прерывайте его. Ваша сила - в знании своего дела, в мастерстве и умении убеждать. Пусть нарушитель почувствует это по вашему поведению;

2) старайтесь не поддаваться эмоциональному воздействию нарушителя. Ведите себя спокойно, но внимательно по отношению к нарушителю. Если окажется, что необходимы строгие меры, так как эмоциональные вспышки нарушителя продолжаются или переходят в физические действия или оскорбления, сделайте ему предупреждение перед тем, как принять соответствующие меры. Пусть он знает пределы, которые вы устанавливаете, и последствия при несоблюдении этих пределов;

3) никогда не угрожайте нарушителю, то есть не предопределяйте ход событий, пока вы не внушите ему или не сможете заставить его согласиться с вами. Угрожать такими действиями, которые вы не сможете осуществить, - это значит повредить своей репутации. Иногда грубая прямота и угроза принуждением вызывают страх, который может привести к серьезному беспокойству в поведении. У вас есть сила и умение, и нарушитель знает об этом. Поэтому подразумеваемая или предполагаемая власть является более эффективной, чем выраженная силой. Подготовленный сотрудник охраны в случаях, не требующих быстрого физического воздействия, вначале обращается к нарушителю в виде просьбы или предупреждения. Поэтому, если сразу не достигается согласие и убеждение не действует, охранник не должен терять контроля над данной ситуацией. Когда он почувствует, что нужно предпринять другие, более строгие меры, то имеется возможность реализовать это уже в виде прямого приказа и принуждения;

4) никогда не раскрывайте перед нарушителем полностью свои намерения в отношении принимаемых к нему мер. При необходимости задержать правонарушителя с целью передачи его органам милиции можно обратиться к нему с просьбой подождать прибытия сотрудников милиции или патруля. Если он соглашается, это означает, что нарушитель признает ваше умение, такт и доброе чувство. Если вам не удалось добиться соглашения, оцените свои возможности и скажите примерно следующее: «Гражданин, я просил вас не нарушать правопорядок. Вы не сделали этого. Если мне придется просить вас снова и вы откажетесь, я буду вынужден позаботиться о том, чтобы вы все-таки выполнили мою просьбу». Это уже более твердый, более властный тон, но вы все еще не говорите конкретно, что вы сделаете. Это остается загадкой для нарушителя, но именно так и должно быть. Он не знает точно, что может его ожидать, и настраивается на большее, чем вы практически можете сделать. Именно это, а не конкретная угроза, скорее всего, должно привести к желаемому результату. Охранник не имеет права ограничивать граждан в их правах и свободах, задержание возможно толь в предусмотренном законом порядке;

5) никогда не заканчивайте разговор с нарушителем, поворачиваясь к нему спиной. Это равнодушный, безучастный способ выполнения ваших служебных обязанностей.

Лучший способ состоит в том, чтобы, во-первых, кратко и доходчиво объяснить, какие следующие шаги может предпринять нарушитель, разъяснить его права. Не имеет значения, если даже об этом говорилось ему раньше. Во-вторых, если нарушитель выполнил все ваши указания, выскажите ему свое одобрение. Это ничего не стоит, а выиграть вы можете много. В-третьих, если на месте происшествия с нарушителем возникли трудности (например, он отказывается вам подчиняться), то ему необходимо спокойно, не обостряя отношений, сказать об ответственности за невыполнение законных требований сотрудника охраны. Ни в коем случае не следует угрожать наказанием, которое не предусмотрено законом. В дальнейшем действуйте корректно и твердо, сохраняя достоинство и благоразумие. Помните, что иногда доброе слово, вежливое предупреждение гораздо сильнее, чем официальный тон, жесткий приказ.

Общаясь с правонарушителем необходимо всегда быть готовым вызвать группу быстрого реагирования или коллег с соседнего поста. Численное преимущество достаточно часто действует отрезвляюще на правонарушителя.

Вячеслав Солянов