Пенсии «модернизируют» до неузнаваемости

Пенсии «модернизируют» до неузнаваемостиОпубликована Концепция развития пенсионной системы до 2030 года

Судя по внесенному накануне министерством труда в правительство проекту концепции развития пенсионной системы до 2030 года, ведомство стремится к ужесточению всего и вся. Из него не исчезло ни одно жесткое положение из тех, что обсуждались ранее и были опубликованы еще 31 августа.

Министерство желало бы видеть пенсионную систему трехуровневой. Первый из них составляет государственная пенсия, для получения которой на первых порах понадобится стаж 30 лет, а затем он постепенно будет поднят до 42 лет ради актуарной сбалансированности взносов и обязательств, т. е. для того, чтобы ожидаемые пенсионные выплаты не превышали имеющиеся активы. Государственная пенсия обеспечит коэффициент замещения утраченного заработка, равный 40%.

На втором уровне располагается корпоративная пенсия, формируемая за счет дополнительных взносов работодателей. Она тоже должна что-то прибавить к коэффициенту замещения, хотя трудно сказать, сколько это будет: все зависит от расположенности работодателя к конкретному сотруднику.

Ну и на третьем уровне пенсионера ждет частная пенсия, для которой ему следует заранее самостоятельно уплачивать дополнительные взносы. Здесь уже все зависит от самого работающего и от того, насколько загодя он почувствует потребность озаботиться будущим.

Все три уровня, будучи сложенными вместе, должны дать, по расчетам министерства, суммарный коэффициент замещения до 70% от бывшего заработка, если, конечно, есть стаж в 40-45 лет. В общем, в концепции воплощается мечта государства о том, чтобы забота о пенсиях стала всеобщей, а не только его.

Однако речь не идет о полном устранении дефицита Пенсионного фонда. Предлагаемыми мерами можно лишь уменьшить его. В 2012 году он составляет 1,075 трлн руб., или 1,8% ВВП, а в 2015 году будет 1,2 трлн руб. Но новая концепция позволит снизить дефицит к 2020 году до 1,2% ВВП, а к 2030 году – до 0,9% ВВП.

Усилия властей в ближайшие годы будут сосредоточены на двух направлениях: реформирование системы досрочных пенсий и увеличение взносов с самозанятых граждан, к которым относятся индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и т. п. Решения по ним уже заложены в параметры бюджета на 2013-2015 гг.

К кому конец подкрался незаметно, так это к досрочникам. Представление о них как о главном балласте пенсионной системы разделяется на всех уровнях власти. Шутка ли – каждый третий работник уходит на пенсию досрочно! И это при нашем и так не слишком высоком пенсионном возрасте. Списки досрочников будут существенно прорежены.

Никому не нравится также существующее положение, когда работодатель досрочника, ведущий бизнес на вредном производстве, уплачивает за своего работника обычные пенсионные взносы, «великодушно» перекладывая груз его ранней пенсии на государство. Теперь и это закончится, и придется платить повышенные взносы, которые будут увеличиваться поэтапно: по первому (особо вредные и опасные рабочие места) и второму (вредные и опасные) спискам в 2013 году – 4 и 2%, в 2014 году – 6 и 4%, в 2015-м – 9 и 6% соответственно. Но и это еще не все. В дальнейшем Минтруд предлагает увеличить тариф до необходимых 15,1% по первому списку и 8,7% – по второму. Подготовлены и дополнительные решения по этим категориям, сообщает «Коммерсантъ».

Готовится «подарок» и для работающих пенсионеров: Минтруд планирует создать некий «механизм», согласно которому на получение пенсии не смогут рассчитывать пенсионеры, которые работают и получают зарплату выше средней по экономике. Правда, в ведомстве признают, что это возможно только «в долгосрочной перспективе».

Единственное, о чем экономические и социальные ведомства не смогли договориться, – о судьбе накопительной части пенсии. В обновленном варианте нет «страхового маневра», который ранее предлагали Минтруд и Пенсионный фонд ПФР: на 2013-2015 гг. передать часть накопительного взноса в солидарную систему на выплату текущих пенсий. Но не исключено, что он еще появится в итоговом документе.

Ранее, напомним, премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что об отмене накопительной части пенсии речи быть не может: «Речь идет о том, чтобы модернизировать накопительную часть пенсии конкретного гражданина». «Речь идет о том, что когда люди начнут получать эту накопительную часть, она была бы достойной по размеру, потому что пока, откровенно говоря, размер этих денежных средств не идет ни в какое сравнение с т. н. солидарной пенсией. А мы эту накопительную часть придумали для того, чтобы она была весомой добавкой к распределительной части пенсионных накоплений», – сказал глава правительства. Впрочем, слово «модернизация» за последнее время было столь испохаблено, что вряд ли кто-то, услышав, что его пенсию «модернизируют», поймет это так, что с ней сделают что-то хорошее.

Бюджет ПФР на ближайшую трехлетку сверстан исходя из прежнего порядка индексации и из действующего размера накопительного взноса – 6%. На покрытие дефицита ПФР Минфин в 2013-2015 гг. перечислит 1,01 трлн, 945,2 млрд и 1,23 трлн руб. соответственно. Еще примерно 340 млрд руб. за три года ПФР сэкономит сам, в основном за счет повышения платежа для самозанятых и тарифа для вредных производств.

Но Минтруд не отказался от намерения перекроить обязательные накопления. Описанная в стратегии «поэтапная трансформация» накопительной части пенсии предполагает, что из государственной обязательной она должна стать негосударственной и добровольной. Фактически речь идет об уничтожении накопительной части, признает чиновник одного из ведомств социального блока, пишут «Ведомости».

В своем проекте концепции Минтруд объясняет: с увеличением объемов пенсионных накоплений (в 2012 году – 2,3 трлн руб., в 2014 году – 3,5 трлн руб.) рыночные риски возрастают, а издержки администрирования накопительной части высоки. Комиссия управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) составляет 1,4% стоимости чистых активов, что значительно превышает уровень комиссии на развитых финансовых рынках 0,5-0,7%. Существуют здесь и другие проблемы: отсутствие гарантий сохранности, низкая доходность, правовые коллизии, связанные с организационно-правовой формой НПФ.

Подлежит корректировке и продолжительность жизни пенсионеров. После 2016 года Минтруд предлагает установить период дожития исходя из статистической продолжительности, что снизит дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2014 году на 1,08 млрд руб., а в 2020 году – на 106 млрд руб.

Эксперты не верят в радужную картину 70%-го коэффициента замещения в будущем. Из расчетов Минтруда следует, что размер пенсии в перспективе все равно снижается до 22-25% от заработка, т. к. размер зарплаты для расчета пенсии берется за весь период работы – десятки лет, указывал Михаил Дмитриев из ЦСР.

Проблемой является также и то, что в России даже обязательные взносы в ПФР платят немногим более половины занятых – 45 млн из 72 млн, признавала вице-премьер Ольга Голодец.

Из 12 млн самозанятых взносы платят менее 3 млн человек и повышение тарифа еще больше загонит их в тень, считает Татьяна Омельчук из Академии народного хозяйства. Пока для права на пенсию достаточно пяти лет стажа, стимула платить взносы у самозанятых нет: их размер не позволяет заработать на приемлемую пенсию.

«Коммерсантъ» сообщает, что Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов уже раскритиковала представленный проект стратегии, назвав ее необоснованной и деструктивной, и выступила за сохранение накопительной части пенсии и мер, которые бы повысили ее эффективность и надежность. Ассоциация представила свои предложения и надеется, что они будут учтены.

Автор: Александр Романов Источник: www.km.ru