Проект закона "О частной охранной деятельности"

проект

Федеральный закон

«О частной охранной деятельности»

Раздел 1. Основные положения

Статья 1. Частная охранная деятельность

Настоящим Федеральным законом частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе охранных услуг организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию), полученное в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях защиты прав и законных интересов своих клиентов (заказчиков услуг).

Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) частная охранная организация (далее также - охранная организация) - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг и
иных сопутствующих видов деятельности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности;

2) охранник (частный охранник) - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, успешно прошедший профессиональное обучение для работы в качестве охранника, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий в охранной организации на должности, непосредственно связанной с оказанием охранных услуг;

3) удостоверение частного охранника – документ, дающий право охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг;

4) личная карточка работника охранной организации – документ, подтверждающий личные данные охранника или контролера-наблюдателя, а также их право оказывать охранные услуги в качестве работника указанной охранной организации;

5) охраняемые объекты – здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства, а также разрешенные к обороту и ограниченно оборотоспособные недвижимые и движимые вещи и иное имущество (далее имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств;

6) внутриобъектовый режим – порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей охраняемых объектов и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с правилами внутреннего распорядка и требованиями пожарной безопасности;

7) пропускной режим – порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей охраняемых объектов и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);

8) технические средства охраны – устройства, входящие в состав систем охранной и (или) тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объектов и имущества;

9) реагирование – действие или их совокупность, предпринимаемых частных охранной организацией, с целью пресечения несанкционированного воздействия на охраняемый объект в соответствии с договором и обязательствами, возникшими при его исполнении;

10) телохранитель – охранник, выполняющий трудовые обязанности по защите жизни и здоровья охраняемого физического лица, и прошедший дополнительное профессиональное обучение по программе повышения квалификации со специализацией «личная охрана»;

11) контролер-наблюдатель – работник частной охранной организации, не обладающий правовым статусом частного охранника, функциональные обязанности которого связаны исключительно с осуществлением визуального контроля (наблюдения), в том числе с использованием технических средств охраны, за лицами, находящимися на охраняемом объекте и прилегающей территории, с целью обеспечения сохранности имущества, пропускного и внутриобъектового режимов, обеспечения порядка в ходе проведения массовых мероприятий, и прошедший обучение по программе специальной подготовки контролеров-наблюдателей;

12) контролер-распорядитель – работник частной охранной организации, прошедший специальную подготовку и привлеченный в соответствии с требованиями Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного мероприятия;

13) неогнестрельное оружие – разрешенные к использованию в частной охранной деятельности сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия:
- газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
- электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

14) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Статья 3. Правовые основы частной охранной деятельности и основные принципы её осуществления

Правовую основу частной охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие законы, иные правовые акты и международные договора Российской Федерации.

Охранная деятельность осуществляется в целях обеспечения прав и только законных интересов заказчиков на основе следующих принципов:
- уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- равенства мер по защите всех форм собственности;
- законности;
- взаимодействия с правоохранительными органами;
- подконтрольности и поднадзорности;
- поддержания профессионального мастерства;
- социальной и правовой защищенности работников охранных организаций;
- оперативности, мобильности и непрерывности охраны;
- единства и взаимопомощи в подразделениях охраны.

Статья 4. Сфера частной охранной деятельности и особенности её осуществления на отдельных объектах

Участие в оказании охранных услуг на объектах, подлежащих государственной охране и объектах, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объектах, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, может осуществляться только с разрешения органов, обеспечивающих в соответствии с федеральным законодательством охрану таких объектов, в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

Требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Тарифы по оказанию охранных услуг на объектах, безопасность которых обеспечивается за счет средств государственного и муниципального бюджетов, устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Охрана иных объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности может осуществляться частными охранными организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частные охранные организации, выполняющие обязанности по договорам по оказанию охранных услуг в порядке субподряда по охране государственных и муниципальных объектов на основании договоров (соглашений) с органами государственной охраны, которые в соответствии с законодательством обязаны обеспечивать их охрану, не подлежат налогообложению в части налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Оказание охранных услуг вне пределов территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством страны, где они оказываются либо на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. Виды охранных услуг

Оказание услуг, перечисленных в настоящей статье, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

Разрешается оказание следующих видов охранных услуг:

1) защита жизни и здоровья физических лиц;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности либо на ином законном основании;

3) оказание охранных услуг, указанных в пункте 2 настоящей статьи путем обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах;

4) оказание охранных услуг, указанных в пункте 2 настоящей статьи с использованием технических средств охраны и (или) с принятием мер реагирования на их сигнальную (тревожную) информацию;

5) оказание охранных услуг, указанных в пункте 2 настоящей статьи с использованием сторожевых собак и животных (особей), а также специальных собак и животных, в том числе обученных поиску наркотических, взрывчатых и иных опасных веществ и предметов;

6) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Прием, регистрация и обработка информации, поступающей с охраняемых объектов при помощи технических средств охраны для дальнейшей передачи государственным или частным охранным организациям относится к охранным услугам, обозначенным в п. 4 настоящей статьи.

Юридическим и физическим лицам, не имеющим соответствующего правового статуса охранной организации или охранника, запрещается оказание данных охранных услуг или обеспечение их своей трудовой функцией.

Раздел 2. Осуществление охранной деятельности

Статья 6. Частная охранная организация

Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и может осуществлять только охранную деятельность и иные сопутствующие ей виды деятельности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона.

Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей. Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать) услуги по вооруженной охране имущества и (или) услуги, предусмотренные пунктом 4 части второй статьи 5 настоящего Закона, уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации привлеченные денежные средства.

Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Отчуждение долей (вкладов) учредителем (участником) частной охранной организации, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием, не допускается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным.

Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться:

1) общественные объединения;

2) граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях;

3) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица;

4) иностранные граждане, граждане Российской
Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

Участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, перешли на работу в общественные организации, работающие в сфере частной охранной или детективной деятельности, либо назначены (избраны) на государственные должности Российской Федерации.
Лицам, назначенным (избранным) на указанные государственные должности, запрещается принимать участие в управлении охранной организацией.

Статья 7. Дополнительные виды деятельности, которые может осуществлять частная охранная организация

Частным охранным организациям разрешается оказание следующих сопутствующих видов деятельности, при наличии соответствующей дополнительной лицензии (свидетельства, разрешения) либо аккредитации на их осуществление (при необходимости получения такой лицензии, свидетельства, разрешения либо аккредитации):

1) осуществление и (или) оказание содействия в осуществлении контрольно-распорядительных функций в ходе проведения официальных спортивных соревнований;

2) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны, охранной сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения;

3) консультации и подготовка рекомендаций клиенту по защите от противоправных посягательств;

4) обеспечение экономической безопасности в форме осуществления контрольных функций по учету поступаемой, складируемой и реализуемой продукции и (или) иных материальных ценностей;

5) транспортировка (перевозка) грузов, в том числе на бронированном автотранспорте;

6) информационные услуги и услуги связи, в том числе специальной, связанные с оказанием охранных услуг и обеспечением экономической безопасности;

7) обеспечение транспортной безопасности при получении соответствующей аккредитации в соответствии с федеральным законодательством о транспортной безопасности;

8) кинологические услуги (полный перечень: разведение, подготовка, обучение (дрессировка), содержание, в том числе использование и т.п.;

9) проведение мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны;

10) осуществление охранных услуг и работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

11) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

12) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

13) аварийно-спасательная деятельность;

14) деятельность в сфере социального обслуживания населения на объектах охраны, а также на объектах и территориях, на которых оказывается содействие правоохранительным органам в охране правопорядка.

Не является осуществлением иного вида деятельности для охранной организации, деятельность, связанная со сдачей в аренду свободных от эксплуатации при осуществлении основной деятельности имущества, помещений и иных материальных средств, в том числе технических средств охраны, специальных средств и стрелковых объектов.

Статья 8. Особенности требований к договору на оказание охранных услуг

Частная охранная организация обязана заключить с каждым из своих заказчиков (подрядчиков) договор на оказание охранных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, сроки их оказания, стоимость услуг или порядок её определения.

В случае необходимости заключения договоров субподряда на оказание охранных услуг, такие обстоятельства должны быть отражены в основном договоре с заказчиком.

Заверенные заказчиком или подрядчиком копии документов, подтверждающие право собственности либо наличия иных законных оснований на охраняемый объект и (или) имущество, должны в обязательном порядке прикладываться к основному договору и договору субподряда.

Договор на оказание охранных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.

Страхование рисков ответственности за нарушение договора на оказание охранных услуг, а также за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при оказании охранных услуг на объектах, охрана которых финансируется из государственного бюджета является обязательным.

В остальных случаях предусматривается возможность такого вида страхования при заключении договора на охрану на усмотрение заинтересованных сторон.

Статья 9. Ограничения в охранной деятельности

При осуществлении частной охранной деятельности запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

4) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

5) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

6) разглашать полученные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны объектов и имущества заказчика, использовать их в каких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) передавать свою лицензию, удостоверение охранника и личную карточку работника охранной организации для использования другими лицами.

8) оказание охранных услуг по реагированию на информацию, поступающую с технических средств охраны, не принадлежащих собственнику охраняемого объекта, иным лицам, использующим данный объект на законных основаниях, и (или) частной охранной организации.

Статья 10. Условия осуществления отдельных видов охранных услуг

О начале и об окончании оказания всех видов охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), смене руководителя частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ходе предоставления охранных услуг разрешается осуществление визуального контроля (наблюдения), в том числе с использованием технических средств охраны, за помещениями охраняемого объекта и прилегающей территорией и (или) местом проведения массового мероприятия, с целью обеспечения сохранности имущества, обеспечения порядка, выявления подозрительных лиц, посягающих на охраняемое имущество и нарушающих обеспечиваемый порядок, а также содействия правоохранительным органам в охране правопорядка.

Осуществление такого визуального контроля (наблюдения) может возлагаться на контролеров-наблюдателей, которые не пользуются правовым статусом охранника.

В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители охраняемого объекта должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки работника охранной организации, выдаваемой им на период исполнения обязанностей.
Реестр личных карточек работников охранной организации ведется руководителем охранной организации.

Образец личной карточки работника охранной организации, порядок её учета и выдачи, а также порядок ведения Реестра личных карточек работников охранной организации, а также предоставления сведений из них, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.

Форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Раздел 3. Правовой статус работников охранной организации и их подготовка

Статья 11. Общие требования к работникам и руководителю частной охранной организации

Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях, кроме профессиональных союзов.

Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

На должность контролера-наблюдателя и (или) контролера-распорядителя в частной охранной организации не вправе претендовать лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

5) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

6) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

7) повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

8) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Лица, претендующие на должности контролера-наблюдателя должны пройти специальную подготовку, предусмотренную настоящим Федеральным законом, а лица, претендующие на должности контролера-распорядителя должны дополнительно пройти специальную подготовку в соответствии с требованиями Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ.

Руководитель частной охранной организации, а также работник, исполняющий его обязанности, должен иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций.

Руководитель частной охранной организации, а также работник, исполняющий его обязанности, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника другой организации, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Не вправе претендовать на должность руководителя частной охранной организации лица:

1) перечисленные в части третей статьи 11 настоящего Федерального закона;

2) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;

3) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Охранник (частный охранник)

Право на приобретение правового статуса охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Охранник работает по трудовому договору с охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Федеральным законом.

Охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника охранной организации.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса охранника лица:

1) перечисленные в части третей статьи 11 настоящего Федерального закона;

2) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей охранника;

3) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве охранника;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;

5) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части второй статьи 13 настоящего Федерального закона, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

6) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей охранника, определяется Правительством Российской Федерации.

Охранники обязаны проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.
Периодичность прохождения медицинского освидетельствования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Порядок предоставления медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей охранника и (или) сведений из них в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Статья 13. Удостоверение частного охранника

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации охранников в организациях, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.

Удостоверение частного охранника аннулируется в случае:

1) привлечения охранника к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо повторного привлечения в течение одного года охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса охранника;

3) по ходатайству руководителя охранной организации, в случае если с охранником неоднократно расторгнут трудовой договор по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 5-7 и 11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации;

4) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

Удостоверение частного охранника аннулируется по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа. Порядок изъятия удостоверения частного охранника устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, а также за переоформление и внесение изменений в удостоверение частного охранника уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 14. Требования к подготовке (обучению) работников охранных организаций

Руководитель частной охранной организации проходит обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).
Охранники проходят обучение по соответствующими программам профессионального обучения.
Телохранители проходят обучение по программам профессионального обучения, предусмотренным для охранников и дополнительно проходят профессиональное обучение по программе повышения квалификации со специализацией «личная охрана».
Контролеры-наблюдатели проходят обучение по соответствующим программам специальной подготовки контролеров-наблюдателей.
Контролеры-распорядители проходят обучение по программам специальной подготовки контролеров-распорядителей согласно требованиям Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ.

Обучение работников охранных организаций осуществляются в организациях, имеющих лицензии на образовательную деятельность по соответствующим программам обучения.

Учредителями организаций, осуществляющих обучение работников охранных организаций, не могут являться:

1) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане;

2) иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

Указанные в настоящей статье организации в случае осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения, в ходе которых предусмотрено использование огнестрельного оружия, должны иметь документально подтвержденный факт наличия условий для проведения занятий по огневой подготовке. Порядок проведения занятий по огневой подготовке с охранниками устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Типовые программы для обучения работников охранных организаций (за исключением программ специальной подготовки контролеров-распорядителей) разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Программы профессионального обучения и (или) переподготовки работников охранных организаций, связанные со спецификой оказания охранных услуг на особой категории объектов, в случаях, когда это предусмотрено вступившим в силу профессиональным стандартом, разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основе соответствующего профессионального стандарта, по согласованию с профильными отраслевыми объединениями работодателей.

Профессиональное обучение по программам подготовки работников охранных организаций в форме самообразования не допускается. Занятия по использованию специальных средств, по физической и огневой подготовке не могут проводиться в форме самообразования и в заочной форме, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

Статья 15. Права и обязанности охранника на отдельных видах объектов

Действия охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией охранника (частного охранника) на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Экземпляр должностной инструкции охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, жизнь и здоровье охранника или защищаемого лица либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, в том числе при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий и(или) в ходе спортивных соревнований (при наличии в его действиях признаков уголовного либо административно наказуемого деяния), может быть задержано охранником на месте правонарушения, при этом им должны быть приняты меры по незамедлительной передаче задержанного в орган внутренних дел (полицию).

При необходимости, для передачи задержанного в орган внутренних дел он может быть временно доставлен в помещение, используемое охранной организацией, в том числе на охраняемом объекте. Требования к оборудованию такого помещения и оснащению его аудио и видеозаписью устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

При обеспечении защиты жизни и здоровья телохранитель имеет право:

1) осуществлять защиту охраняемого лица всеми законными способами и средствами;

2) ограничивать допуск к охраняемому лицу граждан, намеревающихся совершить против него противоправные действия;

3) использовать технические средства охраны и средства связи, разрешенные законодательством.

В случае возникновения необходимости ограничения допуска граждан к охраняемому лицу телохранитель обязан предупредить их об исполнении им своих обязанностей по защите жизни и здоровья охраняемого лица.

Телохранителям запрещается препятствовать осуществлению должностными лицами правоохранительных органов своих прав и исполнению ими возложенных на них обязанностей, в том числе и в отношении охраняемого лица.

При обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, охранники имеют право:

1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество (при их наличии).

4) принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов необходимые меры по пресечению неправомерных действий посетителей, принимать меры по их удалению за пределы охраняемого объекта.

5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Требования охранника к персоналу и посетителям объекта охраны по соблюдению внутриобъектового и пропускного режимов являются обязательными. Их несоблюдение влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:

1) руководствоваться должностной инструкцией охранника на объекте охраны;

2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

4) незамедлительно сообщать руководителю охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих угрозу безопасности людей;

5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

При обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий и(или) в ходе спортивных соревнований охранники имеют право:

1) осуществлять контроль за доступом участников и(или) зрителей в места проведения массовых мероприятий и официальных спортивных соревнований, их размещением;

2) встречать и сопровождать участников и(или) зрителей до мест, указанных в приобретенных входных билетах или документах, их заменяющих, а после окончания массовых мероприятий и(или) официальных спортивных соревнований до выхода из мест проведения таких мероприятий и (или) соревнований;

3) осуществлять в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности личный осмотр граждан и осмотр находящихся при них вещей при их входе в места проведения массовых мероприятий и(или) официальных спортивных соревнований с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе граждан подвергнуться личному осмотру не допускать их в места проведения таких мероприятий и(или) соревнований;

4) ограничивать проход участников и(или) зрителей в зоны, которые определены организатором массовых мероприятий и(или) официальных спортивных соревнований и (или) собственником, пользователем объекта спорта, в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;

5) требовать от участников и(или) зрителей соблюдения общественного порядка, а также правил поведения участников и(или) зрителей в местах проведения массовых мероприятий и(или) при проведении официальных спортивных соревнований;

6) информировать участников и(или) зрителей о порядке действий в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации и при эвакуации зрителей;

7) принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий и(или) официальных спортивных соревнований необходимые меры по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и(или) официальных спортивных соревнований, а также меры по пресечению неправомерных действий участников и(или) зрителей, не пропускать их в места проведения массовых мероприятий и(или) официальных спортивных соревнований, принимать меры по удалению участников и(или) зрителей из указанных мест в случае нарушения участниками и(или) зрителями правил поведения участников и(или) зрителей при проведении массовых мероприятий и(или) официальных спортивных соревнований;

8) не допускать в места проведения массовых мероприятий и(или) официальных спортивных соревнований лиц, в отношении которых вступило в законную силу постановление суда об административном запрете на посещение мест проведения массовых мероприятий и(или) официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Контролеры-наблюдатели при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий и(или) в ходе спортивных соревнований имеют право выполнять действия, изложенные в пунктах 1, 2 и 6 части девятой настоящей Статьи.

Контролеры-распорядители при обеспечении порядка в ходе спортивных соревнований имеют право выполнять все действия, изложенные в пунктах 1, 2, 4 - 8 части девятой настоящей Статьи. Действия, изложенные в пункте 3 части девятой настоящей статьи могут совершаться контролерами-распорядителями только совместно с сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Раздел 4. Лицензирование охранной деятельности

Статья 16. Общие положения о лицензировании охранной деятельности

Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия в области лицензирования частной охранной деятельности:

1) предоставление лицензии;

2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;

5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств;

6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;

7) прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

Статья 17. Предоставление лицензии

Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации или уполномоченное им лицо обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган:

1) заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в котором указываются полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) охранных услуг, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них;

2) документы по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

К заявлению могут быть приложены:

1) копии учредительных документов;

2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В случае, если документы, указанные в пунктах 2 и 3 части второй настоящей статьи, не представлены руководителем организации, по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица на учет в налоговом органе.

Порядок и условия представления документов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о лицензировании частной охранной деятельности.
Копии документов, не заверенные в установленном порядке, представляются вместе с оригиналами.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы обязаны устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и приложениях к ним.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Статья 18. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, подлежит переоформлению в случае:

1) продления срока действия лицензии;

2) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;

3) реорганизации охранной организации;

4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.

В случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы по данному виду услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности.

В случае реорганизации охранной организации либо изменения ее наименования или места нахождения данная охранная организация в течение пятнадцати суток с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц либо с даты изменения своего места нахождения обязана подать в лицензирующий орган, выдавший лицензию, соответствующее заявление.

Для рассмотрения заявления необходимы документы, подтверждающие указанные обстоятельства. В случае, если документы, подтверждающие реорганизацию охранной организации либо изменение ее наименования или места нахождения, не представлены заявителем самостоятельно, по межведомственному запросу лицензирующего органа, выдавшего лицензию, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения соответствующих сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией охранной организации либо с изменением ее наименования или места нахождения, данная охранная организация в порядке, установленном положением о лицензировании частной охранной деятельности, обязана уведомить об указанных обстоятельствах лицензирующий орган, выдавший лицензию.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии, в срок не более тридцати дней.
На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.

Статья 19. Аннулирование и приостановление действия лицензии

Лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании в отношении соответствующего вида деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более месяца.

Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных письменных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения указанных нарушений.

В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также в случае неустранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Право принятия решения о приостановлении действия лицензии предоставляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, руководителю лицензирующего органа, выдавшего лицензию.

Решение о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Ведение реестров лицензий

Ведение реестров лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставление сведений из них осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Раздел 5. Использование и применение физической силы, специальных средств, неогнестрельного и огнестрельного оружия

Статья 21. Общие условия использования и применения физической силы, специальных средств, неогнестрельного и огнестрельного оружия

Охранным организациям разрешается использовать огнестрельное оружие для оказания следующих видов услуг.

1) В ходе оказания охранных услуг, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 5, частные охранные организации вправе использовать только служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.

В исключительных случаях при необходимости использования других видов огнестрельного оружия для оказания таких услуг, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности может соответствующим распорядительным документом дать такое разрешение. Порядок подготовки такого распорядительного документа и основания для отказа в его издании утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

2) В ходе оказания охранных услуг, предусмотренных п. 2-5 ч. 1 ст. 5, используются все виды огнестрельного оружия, разрешенного в охранной деятельности.

3) В ходе оказания охранных услуг, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 5 использование огнестрельного оружия запрещено.

Использование неогнестрельного оружия, специальных средств и физической силы разрешено при осуществлении всех видов охранных услуг.

Виды, типы, модели, количество огнестрельного и неогнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Норма обеспечения огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть менее 1 единицы оружия на охранника, имеющего необходимый допуск к использованию соответствующего вида огнестрельного оружия.

Охранник при применении физической силы, специальных средств, неогнестрельного и огнестрельного оружия обязан:

1) предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств, неогнестрельного и огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

2) стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

3) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;

4) немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Охранник не несет ответственности за вред, причиненный гражданам при применении физической силы, спецсредств либо оружия, если оно осуществлялось на основании и в порядке, установленных настоящим Федеральным законом и правилами применения оружия, спецсредств и физической силы.

Статья 22. Применение физической силы

Охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если настоящим Федеральным законом им разрешено применение специальных средств, неогнестрельного и (или) огнестрельного оружия.

Статья 23. Применение специальных средств

Охранник имеет право лично или в составе группы применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на защищаемое лицо и(или) охранника, угрожающего их жизни и здоровью;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения на охраняемом объекте и(или) в отношении защищаемого лица либо при обеспечении порядка в ходе проведения массовых мероприятий, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление;

3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления на охраняемом объекте и(или) в отношении защищаемого лица либо при обеспечении порядка в ходе проведения массовых мероприятий,
и пытающегося скрыться либо намеревающегося оказать вооруженное сопротивление;

4) для доставления задержанного в полицию и(или) охраны задержанных лиц, в случае оказания лицом сопротивления охраннику, причинения вреда окружающим или себе;

5) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование охранника об остановке при въезде (выезде) на охраняемый объект либо место проведения массовых мероприятий;

6) для обеспечения охраны и защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия в отношении охраняемых объектов и(или) защищаемых лиц либо при обеспечении порядка в ходе проведения массовых мероприятий.

Охранник имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 4 и 6 части первой настоящей статьи;

2) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 4 части первой настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности охранник вправе использовать подручные средства связывания;

3) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 и 6 части первой настоящей статьи;

4) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктом 5 части первой настоящей статьи;

5) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части первой настоящей статьи;

6) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи.

Охранник имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью охранника или охраняемому имуществу.

Статья 24. Применение неогнестрельного оружия

Применение всех видов неогнестрельного оружия осуществляется в порядке применения специальных средств, изложенном в статье 23 настоящего Федерального закона.

Статья 25. Применение огнестрельного оружия

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на лицо, жизнь и здоровье которого защищается по договору, или на охраняемый объект;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту применения оружия.

Раздел 6. Оказание содействия частных охранных организаций в охране правопорядка

Статья 26. Обязательные формы содействия частных охранных организаций правоохранительным органам в охране правопорядка

Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка в обязательном порядке в следующих формах:

1) информирование правоохранительных органов о происшествиях и преступлениях, готовящихся либо совершаемых на объектах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а также об обстоятельствах, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности людей;

2) незамедлительная передача задержанных лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемом объекте в органы внутренних дел (полицию);

3) предоставление информации с технических средств охраны, используемых в ходе оказания охранных услуг на охраняемых объектах, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности;

4) организация вызовов дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охранной деятельности;

5) оказание содействия правоохранительным органам на охраняемых объектах в решении возложенных на них задач по защите жизни и здоровья граждан, а также обеспечению общественной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Статья 27. Содействие частных охранных организаций правоохранительным органам в охране правопорядка на добровольной основе

На основании договоров (соглашений) с органами исполнительной власти и (или) органами федерального органа исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности либо внутренних дел частные охранные организации имеют право оказывать следующие виды содействия в охране правопорядка:

1) участие в охране правопорядка совместно с правоохранительными органами, в том числе на объектах, подлежащих государственной охране и транспортной инфраструктуры;

2) участие в совместном с правоохранительными органами патрулировании общественных мест с целью охраны правопорядка;

3) участие в охране правопорядка в местах проведения массовых мероприятий;

4) участие в охране правопорядка на территории отдельных муниципальных образований, в том числе путем патрулирования улиц;

5) содействие уполномоченным правоохранительным органам в ограничении допуска в зоны проведения контртеррористических операций, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий, при проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

6) содействие в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;

7) предоставление имеющихся в охранной организации помещений, а также технических средств охраны, средств аудио- и видеонаблюдения для использования в целях обеспечения общественной безопасности.

Статья 28. Порядок организации взаимодействия с правоохранительными органами.

Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать в обеспечении правопорядка устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Типовые формы соглашений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности.

Для организации и координации действий частных охранных организаций по содействию в охране правопорядка и в целях обеспечения постоянного взаимодействия с ними при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности формируются координационные советы в порядке, установленном органом исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности.

Исполнительные органы координационных советов могут формироваться на базе профильных отраслевых объединений работодателей либо иных некоммерческих организаций, созданных в форме ассоциаций (союзов).

Статья 29. Права и обязанности охранных организаций при осуществлении взаимодействия с правоохранительными органами

Работники частных охранных организаций на период исполнения обязанностей по договорам (соглашениям) по оказанию содействия в охране правопорядка, указанным в пунктах 1-5 части первой статьи 27 имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и (или) прекращения противоправных действий;

2) пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;

3) принимать необходимые меры по охране места происшествия (зоны чрезвычайных ситуаций и происшествий) до прибытия представителей правоохранительных органов, требовать от граждан покинуть место происшествия (зону чрезвычайных ситуаций и происшествий);

4) при задержании лиц для передачи в полицию пользоваться правами военнослужащего войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном органом исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности.

Статья 30. Особые условия для частных охранных организаций, осуществляющих взаимодействие на добровольной основе

Частным охранным организациям, с которыми заключены договора (соглашения) на взаимодействие по охране правопорядка, разрешается обеспечивать охрану собственных комнат хранения оружия при условии наличии дежурной части с круглосуточным режимом работы, а также в исключительных случаях и комнат хранения оружия сторонних организаций в случаях их расположения на отдаленных территориях, где отсутствует возможность их охраны другими органами.

Допуск частных охранных организаций к обеспечению охраны комнат хранения оружия осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Частные охранные организации, выполняющие обязанности по договорам (соглашениям), указанным в пунктах 1-5 части первой статьи 27 настоящего Федерального закона, не подлежат налогообложению в части налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Раздел 7. Правовая и социальная защита в сфере частной охранной деятельности, а также контроль и надзор за соблюдением законодательства при её осуществлении

Статья 31. Гарантии правовой и социальной защиты работников частных охранных организаций

Частная охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд государственного социального страхования Российской Федерации.

Граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.

Затраты на обеспечение форменной одеждой, дополнительным питанием (при круглосуточном и ночном режиме работы) и на командирование работников частных охранных организаций относятся к другим обоснованным расходам частной охранной организации, предусмотренным пунктом 20 части 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации, в рамках исполнения договоров по оказанию охранных услуг.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Статья 32. Общественные и профессиональные объединения охранников и охранных организаций

Руководители частных охранных организаций в целях формирования стандартов и правил оказания охранных услуг, в том числе профессиональных, для защиты своих прав и законных интересов, а также для организации взаимодействия с правоохранительными органами в охране правопорядка вправе объединяться и (или) вступать в профильные отраслевые объединения работодателей.

Частные охранные организации для защиты своих прав и интересов, а также для организации взаимодействия с правоохранительными органами в охране правопорядка вправе объединяться и (или) вступать в некоммерческие организации в форме ассоциаций (союзов).

Работники частных охранных организаций (охранники, контролеры-наблюдатели, контролеры-распорядители, а также другие категории работников) для защиты своих прав и законных интересов вправе объединяться и (или) вступать в профессиональные союзы.

Частные охранные организации могут определять дополнительные требования, не противоречащие лицензионным требованиям и условиям осуществления охранной деятельности, к оказанию охранных услуг на отдельных видах и категориях объектов путем объединения в отраслевые саморегулируемые организации, специализирующиеся на их охране.

Лицензирование, а также осуществление контроля, в том числе лицензионного за деятельностью частных охранных организаций, входящих в состав отраслевых саморегулируемых организаций, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и федерального законодательства об оружии.

Порядок создания, ликвидации саморегулируемых организаций, установления дополнительных требований к частным охранным организациям, входящим в их состав, а также осуществления контроля за их исполнением, определяется в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим деятельность саморегулируемых организаций.

Профессиональные стандарты и правила, а также стандарты и правила оказания охранных услуг на отдельных видах и категориях разрешенных для оказания услуг объектов в обязательном порядке согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности.

Порядок создания отраслевых объединений работодателей, профессиональных союзов, ассоциаций (союзов), а также их полномочия определяются федеральным законодательством.

Статья 33. Ответственность за нарушения законодательства, регулирующего охранную деятельность, а также за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты охранных организаций и их работников

Нарушение установленных настоящим Федеральным законом требований к осуществлению частной охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Контроль за соблюдением законодательства при осуществлении охранной деятельности

Контроль за частной охранной деятельностью осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы, а также иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью охранных организаций, организаций, осуществляющих обучение работников охранных организаций, по вопросам, отнесенным соответственно к компетенции органов внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или их территориальных органов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности соответственно орган внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальные органы в пределах своей компетенции проводят плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании соответствующих распоряжений (приказов) органа внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа.

Проверка наличия, организации хранения и учета оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия и специальных средств.

Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года. Продолжительность ее проведения не должна превышать месяц. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации.

Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1) если в результате проведения плановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований;

2) если от органов государственной власти и органов контроля (надзора) получена информация о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных охранных организаций;

3) если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также если получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.

По результатам проверки осуществляющее ее должностное лицо составляет акт установленной формы, копия которого вручается руководителю охранной организации или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

К отношениям, связанным с проведением проверок лицензиатов и не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются положения законодательства Российской Федерации.

Статья 35. Надзор за соблюдением законодательства при осуществлении охранной деятельности

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Раздел 8. Заключительные положения

Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации В.В. Путин