Водопады, пороги

Опасность представляет непланируемое попадание в водопад при потере группой ориентировки. Тщательное ориентирование на реке, поэтапные разведки на подходе к водопаду — залог безаварийного преодоления таких препятствий.

Пороги и шиверы.

Это основные типы препятствий на водном туристском маршруте. Один локальный порог, если он не имеет габаритных непроходов, при организованной разведке и страховке не представляет особой опасности для подготовленных спортсменов. Однако каскад порогов и шивер с небольшими быстротоками между ними весьма опасен, так как ошибка, совершенная в одной из ступеней, ведет за собой неоптимальный заход в следующую и т. д. Кроме того, продолжительный сложный участок при разведке трудно запомнить, а при прохождении такого каскада возникает усталость внимания и реакции.

Наиболее распространенная авария — переворот судна либо на стоячих волнах, либо в результате навала на камень. Потерпевшим лучше всего выбраться на перевернутое судно и с помощью весел и подручных средств подогнать его к берегу либо посадить на камень. При грамотно организованной страховке на перевернувшееся судно будет передана веревка и потерпевших аварию «маятником» причалят к берегу.

Другой тип аварии — столкновение судна с камнем.

Когда в результате этого судно садится на камень и снять его силами экипажа не удается, экипаж другого судна должен с берега навести веревочную переправу и «маятником» эвакуировать потерпевших к берегу.

Если в результате столкновения с камнем судно получило серьезные повреждения и экипаж оказался в «автономном» плавании (то есть в потоке отдельно от судна), все зависит от надежности спасжилетов и организованной страховки. При отсутствии защитного снаряжения, в том числе шлемов, и при ненадежной или отсутствующей страховке возможны несчастные случаи, а также травмы головы, ребер и нижних конечностей.

Прижимы.

Распространенное, но обычно не очень опасное препятствие, — у большинства прижимов существует водяная подушка и отбойное течение. Только в тех случаях, когда поток, ударившись в скальную породу, уходит вниз, существует большая вероятность «припечатывания» судна к стене. Разведка и грамотное управление судном гарантируют безопасное прохождение прижима.

Водовороты.

Их опасность преувеличена рассказами местных жителей. На самом деле несчастные случаи в туризме в результате попадания судна в водоворот не зарегистрированы.

«Бочки».

Так туристы-водники называют сильно вспененные участки воды после слива. Кажется, что вода в них кипит. Судно, попав в «бочку», останавливается и частично погружается во вспененную воду.

Турист, попавший в «автономное» плавание, застревает в «бочке», особенно если емкость спасжилета велика.

Выбраться из «бочки» удается с помощью веревки, брошенной товарищами с берега. Если бросить веревку некому, приходится для уменьшения плавучести подспускать спас-жилет и подныривать под «бочку». Следует отметить, что такой способ опасен.