Водителям придется пересдавать экзамены

ПересдачаСо всеми последствиями введения новых категорий и подкатегорий прав, которые вступили в силу с ноября 2013 года, еще предстоит разобраться. Как выяснилось, гражданам, у которых открыты основные категории, например, А или В, придется пересдавать на права соответствующих подкатегорий, А1 или В1.

Новая редакция закона "О безопасности дорожного движения" вступила в силу с 5 ноября прошлого года, она содержит новые категории и подкатегории водительских прав. Однако профильные министерства только сейчас заканчивают разрабатывать программы обучения по новым категориям. Все они должны быть полностью готовы и утверждены к концу года.

Как сообщают "Известия", некоторым владельцам транспортных средств придется пересдавать экзамены на права. Согласно новым правилам, обладатели прав категорий А и В не смогут управлять транспортными средствами подкатегорий А1 (легкие мотоциклы) и В1 (трициклы и квадроциклы) соответственно. Для легального вождения придется сдавать экзамены заново.

"Отсутствие соответствующих программ переподготовки водителей транспортных средств с категории на подкатегорию и обратно не позволяет водителям категорий получить разрешение на управление соответствующих транспортных средств подкатегорий без изучения базового цикла, инвариантного для всех программ обучения водителей", - пояснили изданию в Минобрнауки.

В ведомстве отметили, что для организации нормальной деятельности автошкол и получения необходимых категорий прав необходимо существенно расширить число программ обучения. Новые программы позволят осуществлять переподготовку водителей с категории на подкатегорию и обратно: с категории М (мопеды) на подкатегорию А1 (легкие мотоциклы), А (мотоциклы) и В1 (трициклы и квадроциклы); с подкатегории А1 на категорию А и обратно; с подкатегории А1 на В1; с категории В (легковые автомобили) на В1 и так далее по остальным категориям.

Министерство уже подготовило примерные программы, а также правила подготовки водителей. Согласно новым правилам, количество часов обучения увеличится, а водителям придется сдавать три экзамена вместо двух: базовый, специальный и профессиональный (при необходимости ведения грузовых и транспортных перевозок).

Проект Минобрнауки устанавливает примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств по 10 категориям и шести подкатегориям (A1 (мотоциклы малой мощности), B1 (трициклы и квадроциклы), C1 (автомобили массой больше 3,5 т), D1 (пассажирские перевозки) и C1E, D1E).

Директор Национального центра безопасности и глава направления по развитию новых проектов Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что дублировать категории и подкатегорий прав по схожим типам транспортных средств не надо. "Все соответствующие законодательные акты были приняты, но регламенты для их осуществления так и не были составлены. Бояться, что завтра уже людей начнут штрафовать, конечно, не нужно. В ГИБДД есть распоряжение о приостановке всех правонарушений по данной тематике до подготовки соответствующих, вышеуказанных нормативов. Касательно сдачи нормативов с категории на подкатегорию, то если взять, например, мотоциклы, мне не совсем понятно зачем. Здесь есть некий перекос. Зачем вводить подобные "низкие категории", если есть большая общая. Базовый цикл сдачи теоретической части везде один и тот же, и немного непонятно, для чего вводится такое разделение, когда придется все сдавать повторно", - недоумевает эксперт.

Президент организации "Общество защиты прав водителей" Игорь Юдин и вовсе считает, что от дублирования экзаменов будет больше вреда, чем пользы: "Ежедневно у нас придумываются какие-то новые нормативы. А ведь они должны издаваться на все категории по единообразному образцу и подобию, так как они едины для всех участников дорожного движения, а вот, конечно, практическая езда у всех типов транспорта будет разной. Я не думаю, что изменения правил улучшит качество подготовки. Необходимо ужесточать требования на экзаменах к знанию самого предмета. Если требования станут жесткие, то и обучение будет под них подтягиваться".