Административное право

Понятие и признаки административного правонарушения

КоАП РФ даёт следующее определение административного правонарушения:

«Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Понятие административного правонарушения включает следующие признаки:

антиобщественность

противоправность

виновность

наказуемость деяния

Дадим краткую расшифровку этих признаков.

Исходным в характеристике административного правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).

Бездействие – это пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учёту).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, т.е. причиняющим вред интересам граждан, общества и государства.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права.

Виновность деяния юридического лица означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности.

Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

КоАП РФ не предполагает административную ответственность за правонарушение, совершённое в случае крайней необходимости: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица и других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред» (КоАП РФ. Гл. 2. Ст. 2.7).

Невменяемость также исключает административную ответственность за совершённое правонарушение: «Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководит ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики» (КоАП РФ. Ст. 2.8).

Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признаётся только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность

Характерные особенности административной ответственности:

административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности по сравнению с уголовными преступлениями;

административная ответственность по преимуществу наступает вследствие нарушений в сфере общегосударственных, а не частно-правовых интересов.

Административное наказание.

Административное наказание - мера административной ответственности, предусмотренная нормами административного права и применяемая к лицам, совершившим административное правонарушение в целях их воспитания в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание - это форма государственного реагирования на правонарушение. Выражается в определенном наказании виновного лица. Основанием назначения административного наказания является административный проступок.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).

Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество.

Административные наказания налагаются в особом процессуальном порядке - в ходе производства по делам об административных правонарушениях.

Административные наказания налагаются как на физических, так и на юридических лиц.

В ст. 3.2 Кодекса об административных правонарушениях дан перечень административных наказаний:

предупреждение;

штраф;

возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

административный арест

выдворение из пределов России иностранных граждан и лиц без гражданства;

дисквалификация;

административное приостановление деятельности.

Административное производство.

Административное производство по привлечению нарушителя к административной ответственности начинается с составления Протокола об административном правонарушении.

Протокол может быть составлен только специально уполномоченным на это должностным лицом.

Особенная часть Кодекса об административных правонарушениях РФ разделена на главы, которые объединяют правонарушения в различных отраслях, например, нарушения на транспорте, нарушения при таможенном оформлении, нарушения регистрационного режима, воинского учета, налоговые нарушения и пр.

Возбуждение производства по делу об административном правонарушении может производиться только должностным лицом того государственного органа, в ведении которого находится осуществление контроля и надзора за соответствующей сферой.

В зависимости от вида административного правонарушения составлять протокол имеют право должностные лица органов милиции, таможни, налоговой службы, строительного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и пр.

Должностные лица, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях обладают рядом полномочий, направленных на пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления.

Данные полномочия КоАП РФ называет меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Статья 27.1 КоАП РФ содержит перечень обеспечительных мер, это:

доставление

административное задержание

личный досмотр,

досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице,

осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов,

изъятие вещей и документов,

отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида,

освидетельствование на состояние алкогольного опьянения,

медицинское освидетельствование на состояние опьянения,

задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации,

арест товаров, транспортных средств и иных вещей,

привод,

временный запрет деятельности.