Готовим частных охранников и детективов

Готовим частных охранниковНекоторые образовательные учреждения занимаются подготовкой частных детективов и частных охранников.

В соответствии со ст. 15.3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" требования к минимуму содержания профессиональных образовательных программ подготовки и повышения квалификации частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Во исполнение этой нормы Минобрнауки России по согласованию с МВД России выпустило Требования к минимуму содержания программ профессиональной подготовки частных детективов и частных охранников. Соответствующие Приказы были подготовлены в апреле текущего года (Приказ по программе подготовки частных детективов - от 26.04.2010 N 429, а по программе подготовки частных охранников - от 26.04.2010 N 430) и зарегистрированы в Минюсте России 26 августа 2010 г. (соответственно N N 18249 и 18248).

Новые Требования

Вкратце расскажем о новых Требованиях, а также напомним уже давно известные требования Закона N 2487-1.

Структура Требований

Оба новых нормативных документа содержат:

примерный учебный план Программы;

примерные тематические планы и примерные программы учебных дисциплин;

требования к итоговой аттестации

и требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу.

Содержание Программ

Будущие частные детективы должны изучить пять дисциплин (общий объем, включая итоговую аттестацию, - 319 часов):

правовая подготовка;

тактико-специальная подготовка;

техническая подготовка;

психологическая подготовка;

первая помощь.

А будущим частным охранникам кроме всего этого нужно освоить дополнительно такие учебные дисциплины:

огневая подготовка;

использование специальных средств;

специальная физическая подготовка.

Причем нормативный срок освоения Программы частными охранниками зависит от присваиваемого разряда, который определяется с учетом вида изучаемого оружия:

профессиональная подготовка частных охранников 6-го разряда предполагает использование служебного, гражданского оружия и специальных средств, поэтому нормативный срок ее освоения - 266 часов (а для лиц, ранее получивших статус частного охранника на основании стажа в органах внутренних дел или в органах безопасности и осуществляющих функции частных охранников, - 99 часов);

подготовка частных охранников 5-го разряда - с использованием гражданского оружия и специальных средств - производится за 174 часа;

а подготовка частных охранников 4-го разряда (использование только специальных средств) - 98 часов.

Причем если охранник уже имеет разряд, но обучается на более высокий разряд, время изученных ранее дисциплин по Программе для охранников имеющегося у него разряда засчитывается в общее время изучения соответствующих дисциплин по программе более высокого разряда.

Обеспечение учебными материалами

В Приложении к Требованиям как для частных детективов, так и для частных охранников предусмотрен Перечень учебных материалов, необходимых для обучения дисциплине "Первая помощь" (в расчете на учебную группу с количеством обучающихся 16 человек). К ним относятся:

оборудование (тренажеры-манекены и расходные материалы для них);

расходные материалы (автомобильные аптечки первой помощи, средства для оказания первой помощи и т.д.);

учебные пособия, которые могут быть представлены в виде печатных изданий, плакатов, электронных учебных материалов, тематических фильмов (например, учебные пособия по первой помощи пострадавшим, включая компьютерную тестовую программу по вопросам первой помощи и учебные фильмы, а также наглядные пособия);

оснащение: видеопроектор, экран для показа учебных фильмов, персональные мультимедийные компьютеры.

Впрочем, это не означает, что учреждению придется приобретать все вышеперечисленные материалы. В Требованиях оговаривается, что необходимые учебные материалы могут быть предоставлены учреждением медицинского профиля на договорной основе.

Что требует Закон?

Прежде всего следует подчеркнуть, что, как четко прописано в ст. 15.3 Закона N 2487-1, обучение частных детективов и работников частных охранных организаций в заочной форме и в форме экстерната не допускается.

Согласно ст. 15.2 Закона профессиональная подготовка и повышение квалификации частных детективов осуществляются только в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

А вот частных охранников обучать могут еще и в учреждениях дополнительного профессионального и начального профессионального образования. Повышение квалификации руководителей частных охранных организаций осуществляется на базе образовательных учреждений дополнительного профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Подготовкой и повышением квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций могут заниматься негосударственные образовательные учреждения. Однако такое право предоставляется только тем НОУ, в числе учредителей (участников) которых нет:

граждан, имеющих судимость за совершение умышленного преступления, или юридических лиц, в составе учредителей (участников) которых в свою очередь имеются такие граждане;

иностранных граждан, граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, а также организаций, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.

Для того чтобы осуществлять данный вид деятельности, образовательное учреждение должно иметь на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, стрелковые объекты для проведения занятий по огневой подготовке.

Порядок проведения соответствующих стрельб определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, то есть МВД России (в настоящее время он определен Приказом МВД России от 15.07.2005 N 568 в ред. от 21.09.2009).

Ну и конечно же, нужно иметь лицензию. Ведь, согласно п. 3 ст. 20.16 КоАП РФ осуществление НОУ деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением установленных Законом требований - это административное правонарушение, которое влечет наложение административного штрафа на руководителя учреждения в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Некоторые вопросы учета операций, связанных с подготовкой и повышением квалификации частных детективов и охранников

Бухгалтерам НОУ, занимающихся подготовкой частных детективов и охранников, приходится отражать соответствующие операции в бухгалтерском учете. В частности, возникает необходимость вести учет доходов от проведения обучения и расходов, связанных с организацией и проведением обучения, в том числе и необходимых учебных материалов, а также нужно учесть целый ряд специфических нюансов, связанных с огневой подготовкой: приобретением и использованием оружия и боеприпасов, проведением стрельб и т.д.

Учет расчетов за обучение частных детективов и охранников

Оплату за обучение по программам подготовки и повышения квалификации частных детективов и охранников могут производить как сами обучающиеся, так и работодатели, направляющие их на обучение или повышение квалификации.

В любом случае расчеты следует отражать с использованием счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Признание выручки на счете 90 "Продажи", как правило, производится в соответствии с учетной политикой НОУ - либо единовременно по окончании обучения (поскольку, как правило, оно занимает всего несколько месяцев), либо частями - например, по мере завершения отдельных этапов обучения (изучения отдельных дисциплин и сдачи зачета или экзамена по ним) или равными долями ежемесячно в течение всего срока обучения. Оплата, полученная до момента признания выручки от оказания образовательных услуг, представляет собой предварительную оплату (аванс). Ее нужно отражать на отдельном субсчете, открываемом к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" для учета полученных авансов (предоплат), формирующих кредиторскую задолженность образовательного учреждения перед заказчиком.

Иногда НОУ предоставляет скидки за обучение - например, скидки постоянным клиентам (скажем, тем охранным предприятиям, детективным агентствам и иным организациям, которые направили на обучение в данное НОУ - пусть даже в разное время - в общей сложности более десяти человек) или единовременные скидки в случае, если организация направляет на обучение в одной группе десять и более человек. В таких случаях, руководствуясь требованиями п. 6.5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н), признавать выручку нужно с учетом предоставленной скидки.

Пример 1. НОУ "Форт" организует подготовку и повышение квалификации частных охранников.

В октябре 2010 г. был проведен набор в группу подготовки частных охранников шестого разряда. Курс обучения - шесть недель, с 18 октября по 29 ноября 2010 г.

Стоимость обучения составляет 5000 руб. за одного человека, оплата вносится единовременно до начала обучения. В соответствии с маркетинговой политикой НОУ "Форт" организациям, направившим на обучение в одну группу единовременно восемь и более человек, предоставляется скидка 10%.

В группу было набрано 16 человек, при этом:

7 человек заключили договоры как частные лица (и заплатили за себя самостоятельно по 5000 руб.);

9 человек были направлены на обучение от ЧОП "Сова", оплату за них производило данное юридическое лицо, которому была предоставлена скидка 10% и общая стоимость обучения данных лиц составила:

(5000 руб. x 9 чел.) - (5000 руб. x 9 чел.) x 10% = 45 000 + 4500 = 40 500 руб.

Бухгалтер НОУ "Форт" отражает операции так:

В октябре 2010 г.

Дебет 50

Кредит 62, субсчет "Полученные авансы за обучение на курсах подготовки частных охранников",

35 000 руб. (5000 руб. x 7 чел.) - получена наличными от физических лиц плата за обучение на курсах подготовки охранников;

Дебет 51

Кредит 62, субсчет "Полученные авансы за обучение на курсах подготовки частных охранников",

40 500 руб. - получена в безналичном порядке от ЧОП "Сова" плата за обучение направленных им лиц на курсах подготовки охранников (с учетом предоставленной скидки).

В ноябре 2010 г.

Дебет 62, субсчет "Расчеты за обучение на курсах подготовки частных охранников",

Кредит 90-1

75 500 руб. (35 000 + 40 500) - признана выручка от оказания образовательных услуг по подготовке частных охранников в группе, набранной в октябре 2010 г. (после окончания курсов, 29 ноября 2010 г., с учетом скидки, предоставленной ЧОП "Сова");

Дебет 62, субсчет "Полученные авансы за обучение на курсах подготовки охранников",

Кредит 62, субсчет "Расчеты за обучение на курсах подготовки частных охранников",

75 500 руб. - произведен зачет предоплаты за обучение по выпущенной группе.

Аналогичным образом нужно отражать операции и в случае, когда проводится повышение квалификации.

Обеспечение учебными материалами по дисциплине "Первая помощь"

Как мы уже отметили, Программы подготовки частных детективов и охранников предусматривают необходимость обеспечения обучающихся учебными материалами - в частности, по дисциплине "Первая помощь".

В случае если необходимое оборудование, оснащение, учебные пособия и расходные материалы приобретаются НОУ в собственность - у поставщиков или через подотчетных лиц - бухгалтеру следует приходовать приобретенные объекты на учет в установленном порядке.

В случае если срок использования приобретенного оборудования, оснащения, учебных пособий превышает 12 месяцев, а их стоимость превышает лимит, установленный в учетной политике НОУ (который не может быть выше 20 000 руб.), данные объекты следует признать основными средствами.

В остальных случаях, в том числе и в отношении объектов, которые будут использоваться больше года, но стоимость которых оказалась ниже установленного лимита, данные активы следует отражать в учете в составе материально-производственных запасов. Однако необходимо дополнительно обеспечивать контроль за их сохранностью - например, организуя забалансовый учет в порядке, прописываемом в учетной политике НОУ. Такие требования содержатся в п. п. 4 и 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

НОУ, являясь некоммерческими организациями, не имеют права производить переоценку основных средств. И амортизацию в бухгалтерском учете они тоже не начисляют - им следует лишь начислять ежемесячно износ в забалансовом учете на счете 010 "Износ основных средств", применяя линейный метод, то есть равномерно в течение установленного НОУ срока полезного использования данных основных средств (п. 17 ПБУ 6/01).

Пример 2. Для проведения обучения частных охранников НОУ "Форт" в октябре 2010 г. приобрело у поставщика ЗАО "Медресурс" следующие учебные материалы:

тренажер-манекен "Максим 1" стоимостью 19 000 руб.;

тренажер-манекен "Илюша" стоимостью 79 000 руб.;

комплект плакатов "Экстренная реанимация и первая медицинская помощь" стоимостью 6000 руб.;

видеокурсы по оказанию первой помощи на DVD (10 дисков общей стоимостью 3000 руб.).

Кроме того, через подотчетное лицо в аптеке были приобретены перевязочные материалы (бинты, лейкопластырь и т.д.) на сумму 2000 руб.

Все приобретенные учебные материалы начали использовать сразу же, в октябре 2010 г.

Учетной политикой НОУ "Форт" установлен максимальный лимит стоимости основных средств - 20 000 руб. Для контроля за сохранностью учебных материалов, стоимость которых не превышает установленного лимита, но срок использования которых составляет более 12 месяцев, предусмотрен забалансовый счет 012 "Учебные материалы стоимостью менее 20 000 руб.", учет на котором ведется по фактической стоимости приобретения данных учебных материалов, а постановка объектов на забалансовый учет производится по мере их передачи в эксплуатацию.

Бухгалтер НОУ "Форт" отражает операции по приобретению данных материалов и их передаче в эксплуатацию так:

Дебет 10 Кредит 60

19 000 руб. - принят к учету (оприходован) в составе материально-производственных запасов тренажер-манекен "Максим 1" (поскольку его стоимость не превышает 20 000 руб.);

Дебет 08 Кредит 60

79 000 руб. - отражены в составе вложений во внеоборотные активы фактические расходы на приобретение тренажера-манекена "Илюша" (поскольку его стоимость превышает 20 000 руб. и он соответствует требованиям к признанию актива основным средством);

Дебет 10 Кредит 60

6000 руб. - принят к учету (оприходован) в составе материально-производственных запасов комплект плакатов;

Дебет 10 Кредит 60

3000 руб. - принят к учету (оприходован) в составе материально-производственных запасов комплект видеокурсов на DVD;

Дебет 60 Кредит 51

107 000 руб. (19 000 + 79 000 + 6000 + 3000) - оплачены приобретенные у поставщика учебные материалы;

Дебет 71 Кредит 50

2000 руб. - выданы подотчетному лицу наличные деньги для приобретения перевязочных материалов;

Дебет 10 Кредит 71

2000 руб. - приняты к учету (оприходованы) перевязочные материалы, приобретенные подотчетным лицом (на основании авансового отчета и приложенных к нему первичных документов - кассовых чеков, товарных чеков и т.д.);

Дебет 01 Кредит 08

79 000 руб. - принят к учету в составе основных средств (введен в эксплуатацию) тренажер-манекен "Илюша";

Дебет 20 Кредит 10

19 000 руб. - передан в эксплуатацию тренажер-манекен "Максим 1";

Дебет 012

19 000 руб. - принят к забалансовому учету тренажер-манекен "Максим 1";

Дебет 20 Кредит 10

6000 руб. - передан в эксплуатацию комплект плакатов;

Дебет 012

6000 руб. - принят к забалансовому учету комплект плакатов;

Дебет 20 Кредит 10

3000 руб. - передан в эксплуатацию комплект видеокурсов на DVD;

Дебет 012

3000 руб. - принят к забалансовому учету комплект видеокурсов;

Дебет 20 Кредит 10

2000 руб. - списаны использованные для обучения группы охранников перевязочные материалы.

Впрочем, требованиями Программ предусмотрено, что необходимые учебные материалы по дисциплине "Первая помощь" покупать не обязательно - они могут быть предоставлены учреждением медицинского профиля на договорной основе.

В таких случаях бухгалтеру НОУ нужно отразить в учете расчеты с данным медицинским учреждением, которые могут иметь место в рамках отдельного гражданско-правового договора, например договора аренды соответствующих оборудования, оснащения и учебных пособий (тренажеров-манекенов, плакатов и т.д.). Как правило, расчеты с арендодателем отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а расходы на аренду имущества относят в дебет счетов учета затрат. В частности, поскольку данные учебные материалы используются именно в целях проведения обучения частных детективов и охранников, арендную плату за такие материалы можно относить непосредственно в дебет счета 20 "Основное производство", а именно на те аналитические счета, которые предназначены для сбора фактических затрат на оказание данных образовательных услуг.

Объекты основных средств, полученные по договору аренды, арендатору следует отражать в забалансовом учете - на счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договоре на аренду. Если же НОУ получает во временное пользование объекты, не признаваемые основными средствами, для контроля за их сохранностью также следует организовать их забалансовый учет. Для этих целей можно использовать счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Пример 3. Изменим условия примера 2 и предположим, что НОУ "Форт" не приобретает тренажеры-манекены, комплект плакатов и видеокурсы, а берет их в аренду (во временное пользование) на один месяц, ноябрь 2010 г., у НУЗ "Медицинский центр".

В соответствии с договором, заключенным с НУЗ "Медицинский центр", стоимость передаваемых во временное пользование объектов составляет:

основное средство:

тренажер-манекен "Илюша" - 79 000 руб.;

материальные запасы:

тренажер-манекен "Максим 1" - 19 000 руб.;

комплект плакатов "Экстренная реанимация и первая медицинская помощь" - 6000 руб.;

видеокурсы по оказанию первой помощи на DVD (10 дисков) - 3000 руб.

Плата за аренду данных объектов по договору составляет 5500 руб., она вносится до конца октября 2010 г.

В этом случае бухгалтер НОУ "Форт" составит такие записи:

В октябре 2010 г.

Дебет 60, субсчет "Расчеты с арендодателями по выданным авансам",

Кредит 51

5500 руб. - перечислена предоплата по договору аренды учебных материалов;

В ноябре 2010 г.

Дебет 001

79 000 руб. - принят к забалансовому учету взятый в аренду тренажер-манекен "Илюша";

Дебет 002

19 000 руб. - принят к забалансовому учету тренажер-манекен "Максим 1";

Дебет 002

6000 руб. - принят к забалансовому учету комплект плакатов;

Дебет 002

3000 руб. - принят к забалансовому учету комплект видеокурсов;

Дебет 20

Кредит 60, субсчет "Расчеты с арендодателями за оказанные услуги",

5500 руб. - включена в себестоимость оказываемых образовательных услуг по подготовке частных охранников стоимость аренды учебных материалов;

Дебет 60, субсчет "Расчеты с арендодателями за оказанные услуги",

Кредит 60, субсчет "Расчеты с арендодателями по выданным авансам",

5500 руб. - зачтена предоплата по договору аренды;

Кредит 001

79 000 руб. - снят с забалансового учета возвращенный арендодателю тренажер-манекен "Илюша";

Кредит 002

19 000 руб. - снят с забалансового учета тренажер-манекен "Максим 1";

Кредит 002

6000 руб. - снят с забалансового учета комплект плакатов;

Кредит 002

3000 руб. - снят с забалансового учета комплект видеокурсов.

Правовые аспекты приобретения и хранения оружия и боеприпасов

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" к числу субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории РФ, отнесены не только государственные военизированные организации и юридические лица с особыми уставными задачами, но и, в частности:

образовательные учреждения;

физкультурно-спортивные организации и спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих видах спорта, связанных с использованием оружия;

граждане РФ.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 12 того же Закона подготовку работников юридических лиц с особыми уставными задачами могут проводить не только органы внутренних дел или соответствующие федеральные органы исполнительной власти, но и негосударственные учебные центры по подготовке частных детективов и охранников. Таким субъектам - организациям, занимающимся подготовкой и повышением квалификации частных охранников, - в ст. 15 Закона об оружии предоставлено право приобретать оружие, разрешенное частным охранникам в соответствии с законодательством РФ для ношения и хранения при исполнении ими служебных обязанностей.

Образовательные учреждения и спортивные организации не должны лицензировать приобретение оружия и патронов к нему только в тех случаях, когда они приобретают спортивное пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел (ст. 9 Закона N 150-ФЗ).

Дополнительные разъяснения для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку частных охранников, содержатся в п. п. 37 - 41 Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 19.06.2006 N 447:

НОУ, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации охранников, для организации учебного процесса оборудуют стрелковые тиры и стрельбища в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими оборот оружия и специальных средств;

разрешения на хранение и использование оружия, использование оружия в тире, стрелково-стендовом комплексе, на стрельбище выдаются органом внутренних дел;

при использовании в образовательном процессе оружия и патронов к нему, специальных средств к работе с ними допускаются только лица, оформленные соответствующим приказом руководителя образовательного учреждения;

учет, хранение и использование в образовательном учреждении оружия, патронов к нему и специальных средств осуществляются по требованиям, предъявляемым к юридическим лицам с особыми уставными задачами;

органы внутренних дел в пределах своей компетенции проводят проверки образовательных учреждений, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации сотрудников охранных предприятий, на предмет соблюдения ими правил учета, хранения и использования оружия, патронов к нему и специальных средств в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия и специальных средств.

Также и в соответствии с Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814) субъекты, имеющие право на приобретение оружия, включая спортивные организации и образовательные учреждения, должны осуществлять учет оружия и патронов, а также обеспечивать их сохранность, безопасность хранения и использования, руководствуясь этими Правилами, а также иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.

В частности, нужно иметь в виду и требования Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288).

Приобретенные оружие и патроны, за исключением оружия, регистрация которого не предусмотрена, должны регистрироваться в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок.

При ведении учета оружия и патронов могут использоваться электронные средства автоматизированного учета с обязательным одновременным выводом данных на бумажные и магнитные носители с соблюдением требований, установленных МВД России.

После получения в ОВД разрешения на хранение или на хранение и использование оружия юридические лица обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

По общему правилу хранить оружие и патроны нужно в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.

При этом объемы хранения патронов, дымного или бездымного пороха в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности, но не более 50 килограммов расфасованного для розничной торговли дымного или бездымного пороха.

Обратите особое внимание на то, что свободно продавать принадлежащее образовательному учреждению оружие нельзя - осуществлять торговлю оружием вправе только юридические лица, имеющие соответствующую лицензию.

Если же такая лицензия учреждением не получена, для того чтобы продать оружие, придется обращаться к посреднику, имеющему такую лицензию.

Нормы обеспечения оружием и патронами

Обратите особое внимание на Приказ МВД России от 13.04.2005 N 275, которым были утверждены Нормы обеспечения оружием и патронами к нему для органов и организаций, указанных в ст. 12 Закона об оружии, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами.

Как разъясняется в Примечаниях к данному документу:

эти Нормы могут применяться негосударственными образовательными учреждениями (НОУ) для проведения учебных, тренировочных и пробных стрельб с работниками, осуществляющими детективную и охранную деятельность;

приобретение и использование оружия и патронов, согласно данным Нормам, могут осуществляться органами и организациями, занимающимися подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами, при наличии у них соответствующих стрелковых объектов и помещений для хранения оружия и патронов;

определение неснижаемого запаса патронов, комиссионные обследования мест их хранения и стрелковых объектов осуществляются в соответствии с Инструкцией N 288, а резерв оружия используется для кратковременной замены неисправного оружия, выделенного для проведения стрельб, на период его ремонта или приобретения нового оружия;

учебные, тренировочные и пробные стрельбы проводятся в соответствии с учебными программами, согласованными с департаментом охраны общественного порядка (ДООП) МВД России.

Количественный и номерной учет оружия и патронов

Порядок учета оружия и патронов, имеющихся у юридических лиц, регламентируется разд. XVIII Инструкции N 288.

Количественный и номерной учет оружия и патронов в организации должен осуществляться руководителем юридического лица или его заместителем, ответственным за их сохранность, либо работником, на которого приказом руководителя юридического лица возложены такие обязанности. А в организациях, имеющих структурные подразделения, обязанности по ведению учета приказом руководителя юридического лица также возлагаются на вышеуказанных лиц в каждом из структурных подразделений. Руководитель организации должен также установить порядок ведения документов внутреннего учета и обязанности лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов в организациях и подразделениях по осуществлению ими контроля за наличием оружия с учетом требований Инструкции N 288.

Учету подлежат все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Вести их учет нужно по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов. Допускается ведение учета с использованием электронно-вычислительных средств обязательном ежедневном выводе данных на бумажные и магнитные носители с отражением каждой операции по движению оружия и патронов. Используемые для этого бланки формализованных документов должны соответствовать установленным Инструкцией N 288 формам предусмотренных реестров, книг и журналов учета.

Учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел. Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в Инструкции N 288, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.

Документы на оружие и патроны подшиваются в учетные дела, а формализованные документы, заполненные с помощью средств автоматизированного учета, - в книги, которые формируются согласно требованиям по ведению учетных дел. Сведения о подшитых документах предварительно заносятся в соответствующие описи дел и книг.

Реестры, книги и журналы учета оружия, дела с учетными документами ведутся лицами, ответственными за сохранность оружия, и по их закрытии передаются в архив организации или подразделения.

Уничтожение дел с учетными документами, реестров, книг и журналов учета оружия производится по истечении 10 лет их хранения либо с письменного разрешения органа внутренних дел, осуществляющего контроль за деятельностью данного юридического лица. Когда дальнейшее хранение учетных документов в организации невозможно, они передаются в орган внутренних дел.

Спортивные организации и образовательные учреждения ведут:

- книги наличия и движения, номерного учета имеющегося оружия и патронов, в том числе принятых на ответственное хранение;

- учетные дела с копиями приказов руководителей спортивных организаций и образовательных учреждений о проведении стрельб и выдаче оружия для проведения занятий;

заявки-расчеты на выдачу оружия и патронов для стрельб либо на учебные занятия;

раздаточно-сдаточные ведомости оружия и патронов на стрельбах;

акты списания израсходованных патронов;

акты приема (передачи) или рекламации на оружие и патроны;

учетную документацию для размещения оружия и патронов в оружейных комнатах, а также документацию, предусмотренную для имеющихся стрелковых объектов.

Лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы:

книга приема и выдачи оружия и патронов;

книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов;

книга приема (сдачи) дежурств и другие документы при наличии круглосуточной вооруженной охраны;

книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН);

описи оружия и патронов, находящихся под охраной в оружейных комнатах, сейфах, шкафах, пирамидах, и упаковочные листы ящиков;

список закрепления оружия, размещенного в сейфах, шкафах, пирамидах;

список лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами.

В тире, стрелково-стендовом комплексе, на стрельбище или другом стрелковом объекте ведутся:

все перечисленные выше документы (при организации хранения оружия и патронов на стрелковом объекте в оружейной комнате);

журнал учета стрельб;

учетное дело с копиями приказов руководителя объекта о назначении лиц, ответственных за проведение стрельб;

служебные документы по осуществлению пропускного режима.

При размещении оружия или патронов в складских помещениях дополнительно ведутся следующие учетные документы:

книга учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого оружия и патронов (при больших объемах хранения допускается ведение нескольких книг учета по видам или моделям оружия, типам патронов);

стеллажные ярлыки для оружия и патронов, хранящихся на стеллажах;

служебные документы, установленные для подразделения охраны;

журналы учета постоянных, временных и разовых пропусков на ввоз и вывоз оружия и патронов.

Всеми юридическими лицами с особыми уставными задачами ведутся:

книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов;

служебные документы, установленные для подразделений охраны (служб безопасности), сопровождения грузов, инкассации, а также книги номерного учета и закрепления оружия и патронов за работниками, выполняющими обязанности по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции;

учетная документация по хранению оружия и патронов, а также по функционированию имеющихся у юридического лица стрелковых объектов;

акты списания патронов, израсходованных на учебные и тренировочные стрельбы, проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, пристрелку оружия и проверку его боя, а также при выполнении служебных задач;

акты приема (передачи) и рекламаций на оружие и патроны;

планы передачи имеющегося оружия и патронов между структурными (территориальными) подразделениями, согласованные с органами внутренних дел.

Книги учета наличия и движения, а также номерного учета и закрепления оружия являются основными документами текущего учета оружия, состоящего на балансе юридических лиц, а также полученного во временное пользование в органах внутренних дел или в других государственных военизированных организациях.

В отдельных разделах данных книг допускается ведение учета специальных средств самообороны и защиты, разрешенных к использованию работниками юридических лиц, а также инструмента, расходных материалов и принадлежностей к оружию.

В учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.

Выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие. Оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица.

В случаях утраты или хищения оружия и патронов, имеющихся у юридического лица, незамедлительно информируется орган внутренних дел по месту их учета. Руководителем организации проводится проверка совместно с органами внутренних дел, по результатам которой принимается решение о снятии с учета оружия или патронов с составлением акта их списания.

При выявлении излишков или недостачи оружия (патронов) руководителем юридического лица информируются органы внутренних дел и назначается инвентаризация, в ходе которой устанавливаются обстоятельства несоответствия наличия оружия учетным данным и лица, виновные в нарушении порядка его учета. Неучтенное оружие и патроны в течение суток подлежат передаче в орган внутренних дел.

Оружие и патроны, не пригодные по заключениям технических комиссий органов внутренних дел к дальнейшему использованию, за исключением оружия, являющегося вещественным доказательством по уголовным делам, признанного культурной ценностью, имеющего срок гарантии либо в отношении которого рассматривается вопрос о его наследовании, после составления актов их списания подлежат передаче в органы внутренних дел для уничтожения.

В организациях должны проводиться ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Такие сверки проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия. Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения: "Сверка проведена. Расхождений нет" - и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.

Бухгалтерский учет оружия и патронов

Оружие относится к объектам основных фондов. В частности, в ОКОФ оружие спортивное, охотничье и военная техника двойного применения (код 14 2927000) включены в подраздел "Машины и оборудование".

А в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, данные объекты, включая оружие, используемое в охранной деятельности, отнесены к пятой амортизационной группе как имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Таким образом, приобретаемое оружие следует принимать к учету в качестве основных средств. Правда, важно обратить внимание на его стоимость и на учетную политику учреждения. Ведь в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) организации имеют право самостоятельно устанавливать лимит стоимости объектов основных средств, который не должен превышать 20 000 руб. Поэтому в случае, если учетной политикой установлен определенный лимит и фактические затраты на приобретение оружия оказались ниже данного лимита, его нужно учитывать не в составе основных средств, а в качестве материально-производственных запасов.

В случае если по стоимостному критерию приобретаемое оружие все-таки признается объектом основных средств, все фактические затраты на его приобретение нужно относить в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств". Это касается не только сумм, уплачиваемых продавцу оружия, но и всех остальных расходов, непосредственно связанных с его приобретением. Сюда относятся и суммы, уплачиваемые за получение лицензии на приобретение оружия.

Размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на приобретение гражданского и служебного оружия, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.06.1998 N 574. Так, например, для получения лицензии на приобретение служебного огнестрельного короткоствольного оружия на территории РФ (сроком действия 6 месяцев) организация должна уплатить по 200 руб. за каждую единицу оружия. Поскольку срок действия данной лицензии составляет шесть месяцев, она может быть получена за несколько недель или месяцев до момента фактического приобретения оружия.

При этом вне зависимости от того, будет оружие приобретено или нет, сумма сбора не возвращается и обязательства органов внутренних дел перед организацией, уплатившей сбор, полностью выполнены в момент выдачи лицензии. Значит, организация не только не должна продолжать отражать в учете дебиторскую задолженность, которая формируется в момент уплаты сбора, но и отнести расходы на уплату сбора в дебет счета 08-4 до момента приобретения оружия она тоже не может, поэтому на практике для отражения суммы уплаченного сбора за получение лицензии на приобретение оружия в период с момента фактического получения лицензии до момента приобретения оружия следует использовать счет 97 "Расходы будущих периодов".

Тем же документом установлены и размеры сборов за выдачу разрешения на хранение (на хранение и использование) гражданского и служебного оружия - срок его действия составляет три года и уплатить нужно 500 руб. Но расходы на уплату этого сбора включать в первоначальную стоимость приобретаемого оружия не нужно, ведь этот сбор уплачивается не в связи с приобретением, а в связи с последующим хранением и использованием оружия. Поэтому формально сумму данного сбора надо отнести на счет 97 "Расходы будущих периодов" и затем равномерно ежемесячно включать соответствующую (1/36) часть уплаченного сбора в состав расходов образовательного учреждения в течение всего срока его действия. Однако, учитывая, что сумма сбора невелика, а ежемесячная часть, если списывать ее равномерно в течение трех лет, будет вообще ничтожна, можно прописать в учетной политике положения о единовременном признании суммы данного сбора в текущих расходах образовательного учреждения ввиду ее несущественности. Тогда всю сумму можно будет сразу отнести в дебет счета 20 "Основное производство" (или 26 "Общехозяйственные расходы") в момент уплаты данного сбора и получения разрешения на хранение и использование оружия.

Пример 1. НОУ "Форт", осуществляющее обучение частных охранников, в ноябре 2010 г. приобрело короткоствольное огнестрельное оружие в количестве 10 единиц. Стоимость оружия по договору с поставщиком составила 354 000 руб. (т.е. стоимость единицы оружия составила 35 400 руб.).

НОУ "Форт" в октябре 2010 г. уплатило сбор за получение лицензии на приобретение данного оружия в сумме 2000 руб. (по 200 руб. за каждую единицу оружия). А в ноябре 2010 г. были уплачены сборы за получение разрешения на хранение и использование оружия со сроком действия три года в размере 5000 руб. (по 500 руб. за единицу).

Предположим, что НОУ "Форт" применяет общий режим налогообложения (является плательщиком НДС).

Допустим также, что учетной политикой НОУ "Форт" предусмотрено, что расходы на уплату сборов за получение разрешений на хранение и использование оружия, а также иные расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, сумма которых не превышает 10 000 руб., считаются несущественными для их признания расходами будущих периодов, поэтому такие расходы включаются единовременно в состав текущих расходов по обычным видам деятельности (в себестоимость оказываемых образовательных услуг).

Бухгалтер НОУ "Форт" отразил операции так:

В октябре 2010 г.

Дебет 76 Кредит 51

2000 руб. - уплачен сбор за получение лицензии на приобретение оружия;

Дебет 97 Кредит 76

2000 руб. - учтена сумма уплаченного сбора за получение лицензии на приобретение оружия (отражены расходы на получение лицензии) в составе расходов будущих периодов.

В ноябре 2010 г.

Дебет 08-4 Кредит 60

354 000 руб. - отражены в составе вложений во внеоборотные активы фактические расходы на приобретение оружия (поскольку стоимость единицы оружия превышает 20 000 руб. и соответствует требованиям к признанию актива основным средством вне зависимости от содержания учетной политики НОУ);

Дебет 08-4 Кредит 97

2000 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого оружия сумма сбора за получение лицензии на его приобретение (единовременно, в полном объеме);

Дебет 60 Кредит 51

354 000 руб. - оплачено приобретенное оружие;

Дебет 01 Кредит 08-4

356 000 руб. (354 000 + 2 000) - принято к учету в составе основных средств приобретенное оружие по первоначальной стоимости;

Дебет 76 Кредит 51

5000 руб. - уплачен сбор за получение разрешения на хранение и использование оружия;

Дебет 20 Кредит 76

5000 руб. - включена единовременно вся сумма уплаченного сбора за получение разрешения на хранение и использование оружия в состав расходов на обучение частных охранников (ввиду несущественности суммы этих расходов).

При принятии объекта основных средств к учету организация должна установить срок его полезного использования. Причем в бухгалтерском учете совершенно не обязательно руководствоваться нормами Классификации основных средств, применяемой в целях налогообложения прибыли. Однако в случае, если учреждение стремится сблизить бухгалтерский и налоговый учет, целесообразно учитывать эти требования и выбирать линейный метод начисления амортизации. Метод амортизации объектов основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете должен быть закреплен в учетной политике организации, причем для разных групп основных средств могут быть предусмотрены разные методы.

Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем ввода объектов в эксплуатацию (принятия их к учету в качестве основных средств на счете 01 "Основные средства"). Амортизация начисляется ежемесячно и отражается записью по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" и дебету соответствующих счетов учета затрат. Так, при начислении амортизации оружия, используемого в учебном процессе, следует дебетовать счет 20 "Основное производство" (либо 25 "Общепроизводственные расходы", если одно и то же оружие используется при оказании нескольких различных образовательных услуг).

Пример 2. Продолжим рассматривать пример 1 и предположим, что НОУ "Форт" установило срок полезного использования оружия 8 лет (96 месяцев) и производит начисление амортизации линейным методом.

В этом случае бухгалтер НОУ "Форт" начиная с декабря 2010 г. будет ежемесячно начислять амортизацию данного оружия записью:

Дебет 20 (или 25)

Кредит 02

3708,33 руб. (356 000 руб. : 96 мес.) - начислена амортизация оружия за текущий месяц.

Патроны в отличие от оружия однозначно не являются основными средствами, а учитываются в составе материальных запасов на счете 10 "Материалы".

Пример 3. Продолжим рассматривать наш пример. Предположим, что одновременно с приобретением оружия НОУ "Форт" также приобрело патроны на сумму 70 800 руб. В том же месяце при проведении учебных стрельб в группах по подготовке частных охранников были использованы патроны на сумму 4720 руб.

Бухгалтер НОУ "Форт" отразил операции по приобретению патронов так:

Дебет 10 Кредит 60

70 800 руб. - приняты к учету (оприходованы в составе материально-производственных запасов) патроны;

Дебет 60 Кредит 51

70 800 руб. - оплачены патроны;

Дебет 20 Кредит 10

4720 руб. - списаны патроны, израсходованные в процессе оказания образовательных услуг по подготовке охранников.

Инвентаризация оружия и патронов

Все организации должны проводить инвентаризацию имущества в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Безусловно, это касается и таких видов имущества, как оружие и патроны.

Однако при организации и проведении инвентаризации оружия и патронов нужно дополнительно учитывать требования разд. XIX Инструкции N 288.

Согласно п. 147 Инструкции N 288 инвентаризация должна проводиться в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.

Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации должны быть назначены председатель и члены инвентаризационной комиссии, а также определены сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации. Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, проводится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.

Инвентаризация оружия и патронов проводится:

ежегодно (по состоянию на 1 января);

при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи дел);

в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в результате которых производилось перемещение оружия или патронов (для конкретного участника таких событий);

при ликвидации или реорганизации юридического лица (в том числе при преобразовании государственного, муниципального унитарного предприятия) перед составлением ликвидационного или разделительного балансов.

Для проведения инвентаризации оружия и патронов в течение года в организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе не менее трех человек. В нее включаются один из руководителей юридического лица, работники бухгалтерской службы и другие специалисты, изучившие устройство и номенклатуру проверяемого оружия, а также меры безопасности при обращении с ним.

Перед началом инвентаризации члены комиссии должны:

изучить требования законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов МВД России, регулирующих порядок оборота оружия и патронов и проведение их инвентаризации;

подготовить бланки инвентаризационных описей, описей номерного учета и сличительных ведомостей результатов инвентаризации оружия и патронов (все формы приведены в Приложениях N N 75 - 77 к Инструкции N 288) и зарегистрировать их в установленном порядке; особое внимание надо обратить на то, что предварительное внесение остатков оружия и патронов в эти документы не допускается - в них должны отражаться только фактически выявленные в ходе инвентаризации сведения;

проверить наличие средств пломбирования и пломбировочного материала, реквизиты которых должны отличаться от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия.

В ходе инвентаризации наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность. Проверки патронов, упакованных в герметичные упаковки или металлические цинки, осуществляются путем осмотра целостности тары согласно нанесенной маркировке, о чем в инвентаризационной описи делается соответствующая отметка. При отсутствии маркировки (в том числе частичном) указанные упаковки подлежат вскрытию, а патроны - поштучному пересчету. В проверенные сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и укупорки комиссией вкладываются ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки.

Инвентаризационные описи и описи номерного учета заполняются с учетом требований, установленных для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел. Исправления и дополнения заверяются членами инвентаризационной комиссии и лицами, ответственными за сохранность оружия и патронов. Описи являются первичными инвентаризационными документами, которые заполняются непосредственно в местах (на объектах) хранения оружия и патронов по мере их проверки. По завершении проверки каждая заполненная страница описей подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность оружия или патронов.

Поступившие в процессе инвентаризации оружие и патроны заносятся в отдельные описи. При этом в строке для указания целевого назначения оружия делается запись "Оружие (патроны), поступившее во время инвентаризации", а в графе "Примечание" указывается, от кого оно поступило, дата поступления и номера приходных (сопроводительных, транспортных) документов.

Оружие и патроны, находившиеся в момент инвентаризации у работников организации, убывших в командировку, принимаются к зачету по учетным документам. При этом в графе "Примечание" указываются дата выдачи, фамилии и инициалы лиц, их получивших, и основания для выдачи.

Результаты инвентаризации оружия и патронов отражаются в сличительной ведомости, которая заполняется в трех экземплярах. Каждый экземпляр ведомости подписывается председателем и членами комиссии, а также лицом, ответственным за сохранность проверенного оружия или патронов.

При выявлении фактов недостачи или излишков оружия и патронов инвентаризационная комиссия незамедлительно сообщает об этом руководителю юридического лица.

По итогам инвентаризации комиссия составляет акт в двух экземплярах, а на оружие и патроны, выданные органами внутренних дел во временное пользование, - в трех экземплярах. В акте отражаются состояние хранения, учета оружия и патронов, факты недостачи, излишков, порчи и утраты, а также предложения по устранению выявленных недостатков. Акт рассматривается и утверждается руководителем юридического лица в трехдневный срок со дня его подписи и представления комиссией.

Первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые экземпляры передаются в орган внутренних дел, третьи - в хозяйственное подразделение регионального органа внутренних дел, органы внутренних дел, подчиненные ГУВДТ или УРО МВД России, которыми оружие и патроны выданы во временное пользование.

Примечание. Приказом Минобрнауки России от 06.09.2010 N 909 утвержден минимум содержания программы дополнительной подготовки руководителей частных охранных предприятий.

М. Аникина