Основы работы охранника-водителя

Основы работы охранника-водителяВ последние годы все чаще можно слышать: «Нам нужен водитель-охранник» (или «охранник, который будет одновременно и водителем защищаемого лица»). Охранник-водитель — явление де-факто достаточно распространенное в сфере обеспечения безопасности коммерческих руководителей различного ранга, хотя и является нонсенсом с юридической точки зрения, и совсем не желательное с точки зрения профессионала. Но в данном случае мы будем говорить об обязанностях водителя, которому приходится выполнять и обязанности охранника. Естественно, что такая работа требует иного, более высокого уровня профессиональной подготовки.

Что же конкретно должен знать и уметь использовать на практике водитель? Он должен иметь четкое представление о том, как проводится нападение на автомобиль и какими способами от него уходить, т.е. его профессиональная подготовка должна включать знание тактики оборонительного и приемы контраварийного вождения автомобиля.

В обязанности водителя-охранника по обеспечению безопасности защищаемого лица на маршрутах следования входит комплекс мероприятий, который предусматривает:

выбор, подготовку и защиту автомобиля;

выбор, оценку основных и запасных маршрутов передвижения;

осуществление мер безопасности во время стоянки, парковки и т.д.

Выбор, подготовка и защита автомобиля

При выборе автомобиля для защищаемого лица следует исходить из следующих требований:

автомобиль должен иметь достаточно мощный двигатель;

быть маневренным;

иметь мощную подвеску;

ничто не должно мешать хорошему обзору из салона;

окраска кузова не должна быть яркой.

После выбора служебного автомобиля следует дополнительно его оснастить:

усилить передний и задний бамперы;

провести тонирование стекол;

Необходимо также установить дополнительные фары, зеркала для наблюдения из салона, центральный замок и охранную сигнализацию с противоугонной системой; оборудовать автомобиль сиреной ручного или ножного включения; становить спец.сигнал («маячок»); микрофон, «громкую» и стационарную связь.

Кроме выше перечисленного автомобиль должен быть обязательно укомплектован:

кондиционером;

медицинской аптечкой;

огнетушителями (порошковыми или пенными), расположенными в багажнике и салоне;

инерционными ремнями и подушками безопасности;

дугами безопасности от бокового удара;

запасным колесом (всегда в исправном состоянии) и набором инструментов для устранения неисправностей;

буксировочным тросом;

мощным фонарем или переносным прожектором.

Радиатор, выхлопная труба автомобиля должны быть защищены. Также желательно установить пуленепробиваемые стекла и покрышки, бронеплиту за задним сиденьем и невозгораемый топливный бак.

Перед выездом на маршрут автомобиль должен быть подготовлен соответствующим образом. Следует обратить внимание на то, чтобы бензобак и бачок омывателя стекол были полными;

уровень масла и охлаждающей жидкости был в норме;

зарядка аккумулятора (норма);

давление в шинах соответствовало параметрам, указанным производителем, с учетом погодных условий и местности, по которой придется проезжать;

стекла и фары были чистыми;

окна и двери были закрыты.

Перед каждым выездом кроме проверки технического состояния производится осмотр автомобиля, который включает в себя:

обход и внешний осмотр;

обследование арок и днища автомашины;

открытие двери, через которую вышел последний пассажир;

обследование салона и багажника.

Обход и осмотр автомобиля производится по часовой стрелке (или против нее).

Осмотру подлежат 10—15 м вокруг автомобиля. Двигаясь против часовой стрелки осматривают окружающий участок – парк автомобилей, гараж, непосредственно площадку вокруг автомобиля, дренаж, недавно обработанную землю, изгородь. Обратите внимание на провода, коробки, пакеты, что-либо необычно, т.к это может оказаться заложенным взрывным устройством.

При осмотре кузова обратите внимание – не повреждены ли окраска, зеркала, бамперы, колпаки ступиц, окна, крышка заливной горловины бензобака.

Ищите следы несанкционированного контакта, насильственного проникновения – пятна, грязь и т.д.

Колеса и арки – проверьте всю внутреннюю сторону арки, шины, трубки тормозной магистрали (нет ли порезов), не вставлены ли острые предметы в шину, не ослаблены ли гайки на колесах.

Днище – внимательно осматриваем шасси, карданный вал, моторное отделение, выхлопные трубы по всей длине, внутреннюю сторону колес. Следует искать протечки масла, порезы на трубах, осмотреть теплочувствительные детали около выхлопной трубы.

Капот – вскрытие капота (без открывания дверей автомобиля) может производиться специальным приспособлением, затем отключается электросеть и производится осмотр двигательного отсека.

Внимательно осмотрите внутренность салона – сначала через окна. Если автомобиль оставался без присмотра некоторое время, соблюдайте особую осторожность.

Откройте двери и осмотрите все углы, обивку, сиденья, подлокотники, панели крыши, пепельницы, перчаточный ящик, скрытые полости. При этом особое внимание обращайте на наличие меток, которые устанавливает водитель с целью определения вскрывался автомобиль или нет.

При осмотре багажника – выньте из него все предметы, проверьте наличие и исправность запасных частей. Если автомобиль оставался без присмотра, постарайтесь открывать багажник осторожно, если конструктивно возможно, из салона.

Осмотр салона и багажника может производиться с использованием поисковой техники для выявления технических средств съема аудиоинформации и досмотровых зеркал. Если обнаружите что-либо подозрительное, ни к чему не прикасайтесь, предупредите коллег, освободите опасный участок, установите вокруг него оцепление. Сообщите о подозрительных фактах в милицию, своему начальству и защищаемому лицу.

Заключительная проверка – открыв двери, заведите двигатель и слушайте, как он работает, проверьте все электрооборудование (фары, стеклоочистители и т.д.), тормоза, передачи. При осмотре заполняется специальный формуляр.

Формуляр детального осмотра автомашины

Марка а/м_______________ Модель___________________

Кол-во дверей __________ Год выпуска_______________

Кузов №_________________ Место проверки___________

Дата, время проверки________________

Внешний осмотр

Визуальная проверка

1. Признаки взлома.

2. Признаки неблагополучия (отпечатки пальцев, протекание жидкости, оголенные или висячие провода).

3. Участок вокруг и под каждым колесом.

4. Проверка контрольной ленты.

Проверка днища автомашины

1. Левый передний отсек двигателя и прилегающее пространство.

2. Правый передний отсек двигателя и прилегающее пространство.

3. Левый задний отсек двигателя.

4. Правый задний отсек двигателя.

5. Коробка передач (трансмиссия).

6. Рулевые тяги.

7. Бензопровод.

8. Система выхлопа газов.

9. Дифференциал.

10. Задний мост и пространство вокруг.

Если видишь, что-то необычное – изолируй, не прикасайся, зови на помощь.

Проверка салона изнутри

Задняя часть

1. Двери.

2. Дверные панели.

3. Маты (коврики).

4. Заднее сиденье и подлокотники.

5. Подголовники.

6. Включатель освещения.

7. Под передним сиденьем.

8. Спинка заднего сиденья.

Передняя часть

9. Двери.

10. Дверные панели.

11. Маты, педали.

12. Блок предохранителей.

13. Передние сиденья.

14.Торпеда, ручки вентиляции.

15. Радио, прикуриватель, пепельница.

16. «Бардачок».

17. Солнцезащитные колпачки.

18. Включатели освещения.

19. Подголовники.

Проверка багажника

1. Маты (коврики).

2 .Запасное колесо.

3. Спинка заднего сиденья.

4. Электропроводка.

5. Задняя панель из багажника.

6. Бензобак (удостовериться, заперта ли крышка).

Проверка моторного отсека

1. Проверка капота.

2. Проверка всего отсека.

Запуск двигателя

Проверка звуковой сигнализации, фар, поворотов, мигалки, тормозов, кондиционера, обогревателя, сидений, зеркал, радио.

Проверка наличия бензина, зарядки аккумулятора, давления масла.

Кем произведена проверка (ФИО) ______________________

Дата, время_______________

Выбор, оценка маршрута передвижения

Следует планировать несколько маршрутов движения: основной и как минимум два запасных. При выборе маршрута основным критерием оценки является его безопасность. Следовательно, целесообразно удлинить маршрут, если он менее опасен. Маршруты передвижения следует менять.

Отправляясь в поездку, вы должны знать, сколько времени она займет, когда вам надо выезжать, чтобы прибыть без опоздания.

Находясь на маршруте, вы должны точно знать пройденное расстояние и затраченное время. Ведите учет прохождения маршрута в зависимости от времени выезда, дня недели и т.д. При наличии радиостанции, регулярно проверяйте ее на маршруте и при обнаружении радиопомех усильте бдительность.

Помните, где ведутся дорожные работы, есть крутые повороты и т.д.

Важно знать, где на маршруте расположены больницы, посты ГАИ, чтобы в случае инцидента можно было быстро доставить или укрыть пассажира.

Необходимо проверить парковки автомобиля, заранее продумав, где лучше высадить пассажира, чтобы было удобно и безопасно.

Обязанности водителя

Водитель должен:

иметь высокие навыки вождения, в том числе и скоростного;

иметь стаж безаварийной работы не менее 6 лет;

досконально знать устройство, технические характеристики и возможности управляемого им автомобиля;

быть готовым сыграть активную роль в обеспечении безопасности защищаемого лица на маршруте следования;

знать нахождение своего автомобиля в потоке машин и вести наблюдение до начала движения, в процессе движения и после его завершения на маршруте;

избегать привычных схем, которые располагают к совершению нападения. Периодически менять время выезда, приезда и маршруты следования, а также место парковки и стоянки;

на любой дороге держать автомобиль, занимая более выгодную позицию, затрудняя нападение;

знать различные приемы и способы возможного нападения на автомобиль, а также признаки, указывающие на подготовку такого нападения;

знать сигналы, жесты, условные сигналы, кодовые слова и порядок действий по ним.

Водителю запрещается:

слушать радио (без разрешения клиента);

вступать в разговоры (за исключением тех случаев, когда речь идет о безопасности вождения);

отвлекаться на посторонние действия;

вступать в конфликт с участниками дорожного движения и сотрудниками ГАИ;

курить;

садиться за руль в болезненном, похмельном или нер­возном состоянии.

Посадка-высадка из автомобиля

Статистика преступлений свидетельствует, что нападения злоумышленников совершаются чаще всего во время посадки или высадки из автомобиля.

Оптимально безопасный порядок действий по прибытии к месту проживания клиента таков:

припарковать автомобиль как можно ближе к подъезду в направлении дальнейшего движения;

доложить по средствам связи о своем прибытии;

изучить обстановку вокруг подъезда дома, фиксируя все подозрительные моменты и принимая адекватные меры;

если обстановка благополучная, водитель покидает машину, закрыв ее на замок и поставив на сигнализацию, заходит в подъезд, где производит осмотр первого этажа, лифта, а только затем – всех лестничных клеток и пролетов до этажа, на котором проживает клиент, в том числе лестничные пролеты следующего этажа;

после условного сигнала встречает своего пассажира и сопровождает его по принципу «от двери к двери»: от двери квартиры до дверцы автомобиля, а затем и до двери офиса.

После встречи пассажира водитель первым спускается по лестнице, одновременно контролируя верхний лестничный пролет. Если спускаются в лифте, первым выходит из лифта, осматривает вестибюль и лестницы первого этажа, выходит из подъезда, оценивает обстановку и только после этого сопровождает пассажира к задней правой дверце автомобиля. После посадки блокируются все двери машины. Окна закрыты (стекла на окнах могут быть опущены, но не более чем на 5 см). Проверяется связь. Начинается движение, о чем водитель докладывает оперативному дежурному.

На маршруте следования

Как правило, разрабатываются минимум три маршрута движения, причем в той или иной ситуации каждый из них может стать основным. Поэтому необходимо продумать варианты переходов от одного маршрута к другому. Важно помнить, что лучший маршрут – не значит самый короткий и прямой путь от дома до офиса или от дома до места работы жены руководителя и т.д., он должен быть наиболее безопасным.

По возможности следует исключить из маршрута «узкие» места, где наиболее вероятно нападение: железнодорожные переезды, пересечение с главными дорогами, места проведения дорожных работ, светофоры, левый поворот с одной улицы на другую (помеха справа), трамвайные остановки на центральной части улицы, пешеходные переходы.

Необходимо проанализировать обстановку на маршруте, особенно в «часы пик», чтобы избегать пробок и заторов, знать состояние дорог (освещенность, наличие выбоин и т.д.) и прилегающих к ним районов (каков там уровень преступности) – все это поможет лишний раз не подвергаться опасности.

На схемах прорабатываемых и утверждаемых маршрутов обозначаются места, где расположены службы правоохранительных органов и муниципальных учреждений, иных государственных служб, а также адреса расположенных на маршруте известных вам ЧОПов и СБ, адреса родственников и друзей охраняемого лица, которые могут оказаться полезными в той или иной критической ситуации.

Во время движения водитель обязан:

иметь постоянную связь с оперативным дежурным (ОД);

каждые 10–15 секунд вести наблюдение, не поворачивая головы, с помощью зеркал заднего и бокового обзора (вперед – назад, влево – вправо);

постоянно держать в поле зрения как можно большее количество автомобилей, находящихся на трассе;

уметь определять, ведется ли за машиной наблюдение;

при движении располагать автомобиль в крайней левой полосе для более эффективного препятствия обгону злоумышленниками слева;

при движении в городе держаться скорости, на 5–10 км/час опережающей скорость потока, соблюдая при этом правила дорожного движения;

правильно маневрировать в плотном потоке транспорта, никогда не занимая место за грузовыми машинами;

останавливаясь на запрещающий сигнал светофора, следует находиться в первом ряду, чтобы иметь возможность беспрепятственно продолжить движение;

обращать повышенное внимание на обстановку вокруг места прибытия;

во время стоянки или остановки обеспечивать охрану автомобиля.

Во время движения по маршруту возможна остановка по требованию сотрудника ГАИ. Как отличить настоящего сотрудника от ложного?

Это можно сделать по следующим признакам:

по форме одежды (она имеет специфические отличия от обычной формы сотрудника милиции);

полной служебной экипировке работника ГАИ;

наличию обязательных служебных атрибутов: жетона с личным номером, жезла и т.д.

Одинокий сотрудник ГАИ на безлюдном шоссе или в ином потенциально опасном месте без служебного автомобиля должен вызвать у вас настороженность. Если остановившие вас люди, представившиеся сотрудниками правоохранительных органов, вызывают у вас подозрение, не открывайте по их требованию двери и не опускайте стекла, не покидайте машину. В случае необходимости выразите готовность проследовать вместе с ними до ближайшего стационарного поста.

При аварии или поломке автомобиля водитель тут же сообщает о происшедшем оперативному дежурному. Необходимо сообщить причину остановки, указать точное место нахождения и в какой помощи вы нуждаетесь. После чего в зависимости от ситуации надо предпринять все меры для обеспечения безопасности клиента и эвакуации его на запасной (дежурной) машине или на частном автомобиле, такси, водитель которого не вызывает подозрений. В последнем случае водитель обязан сопровождать своего пассажира.

Всегда проявляйте повышенную бдительность и осторожность в случае непредвиденного «ремонта дороги».

Став свидетелем дорожно-транспортного происшествия, не останавливайтесь, сообщите об этом по телефону сотрудникам ГАИ, оставив свои координаты.

Если ваша машина попала в аварию за городом, но может продолжать движение, постарайтесь добраться до ближайшего поста ГАИ.

Если вы обнаружили, что за вами следят, убедитесь, что именно за вашей машиной ведется наблюдение. С этой целью несколько раз отклонитесь от маршрута, каждый раз возвращаясь на него. При слежке не следует предпринимать импульсивные, необдуманные действия. Свяжитесь с оперативным дежурным, доложите о преследовании, получите инструкции для дальнейших действий. Если почувствовали реальную угрозу, то останавливайтесь у ближайшего поста ГАИ или здания любого правоохранительного органа и обращайтесь за помощью.

Оторваться от преследования можно, используя скоростные качества автомобиля или резко остановившись у поста ГАИ или ВАИ.

Помимо постоянной готовности к отражению нападения и владения техникой маневрирования, водитель должен знать способы совершения нападений на автомобиль и признаки, им предшествующие.

Признаки опасности

Водитель должен обращать особое внимание:

на мотоциклы, причем как на водителя, так и на пассажиров;

на транспортные средства, в которых находятся двое и более лиц. При этом фиксировать, в какую сторону смотрят, каковы их телодвижения, повороты голов, насколько оживленно они между собой разговаривают;

на появление одного и того же водителя или пассажира в другом транспортном средстве;

на прохожих, которые наблюдают за автомобилем охраняемого лица;

на любое транспортное средство, которое пристраивается за вами, но не пытается обогнать вас или свернуть в сторону;

на любое транспортное средство, следующее за вами на протяжении 1 км или более с такой же скоростью.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков, необходимо перепроверить намерения следующего за вами транспортного средства, остановившись или совершив маневр. Остановка или маневр должны выглядеть случайными и естественными, чтобы не насторожить тех, кто ведет наблюдение.

Остановиться или совершить маневр можно:

заехав на АЗС, СТО;

заехав на придорожную стоянку под предлогом покупки газеты, сигарет, воды и т.д.;

под предлогом осмотра автомобиля;

притормозив, не доезжая перекрестка и включив указатель левого поворота, будто вы хотите свернуть во двор или на стоянку и ждете, пока пройдет встречный транспорт;

включив указатель левого поворота, но проехав перекресток в прямом направлении.

При выполнении любого из вышеперечисленных приемов остановки, маневра не следует торопиться выходить из автомобиля. Когда следующий за вами автомобиль поравняется с вами, рекомендуется нагнуться ниже уровня окон.

Если угроза нападения неминуема и все признаки указывают на это, у водителя должен быть план собственных действий, опережающих возможные действия со стороны нападающих, чтобы сорвать или свести к минимуму эффективность нападения.

В результате маневра, во-первых, необходимо добиться того, чтобы автомобиль с клиентом не был заблокирован, а имел возможность для совершения маневра. Во-вторых, чтобы нападающая сторона потеряла ваш автомобиль из вида; в-третьих, для «нападающего» автомобиля создалась бы невыгодная дорожная ситуация; ваш автомобиль мог бы быстро развернуться и продолжить движение в обратном направлении; а также, резко увеличив скорость и маневрируя, препятствовать прицельному ведению огня.

Способы маневров

В отличие от бытующего мнения использование высоких скоростей в качестве технического маневра для ухода от преследования или нападения в условиях города, как правило, не дает положительного результата. Если водитель не является асом, вполне вероятно, что его автомобиль будет поврежден, разбит или выйдет из строя. Уйти от нападения можно лишь в результате заранее спланированных и искусно выполненных маневров, цель которых – привести нападающую сторону в замешательство или как минимум в невыгодное (неудобное) положение. Эти маневры обычно выполняются на скоростях меньше 80 км/ч.

Выполнение неожиданных маневров для срыва готовящегося нападения, обеспечивая при этом максимальную безопасность пассажиров и водителя, как правило, возможно на скоростях 40-60 км/ч.

Резкая остановка автомобиля. Данный маневр рекомендуется производить в тот момент, когда нападающая сторона начинает нападение. В этом случае нужно резко нажать на педаль тормоза, удерживая рулем машину в прямом положении, опуститься ниже уровня окон, упав на сиденье при интенсивном движении быть готовым к тому, что в вас могут врезаться сзади.

Контролируемый занос. Этот маневр используется для поворотов на 180 градусов на высокой скорости. При правильном выполнении маневра нападающая сторона оказывается в полной растерянности. Не следует прибегать к нему на загруженных трассах. Данный маневр не исключает возможности столкновения транспортных средств, вследствие чего существует опасность сцепления бамперов или крыльев, равно как и возможность разрыва или повреждения покрышек автомобиля.

Поворот с применением ручного тормоза. Применять его лучше на скользкой или грязной дороге, особенно хорошо на скорости 35–50 км/ч в зависимости от покрытия дороги (чем суше дорога, тем выше скорость). Техника выполнения такова: слегка поворачивая колеса в направлении поворота, используют ручной тормоз. Затем тормоза, блокирующие колеса, отпускаются, и задняя часть автомобиля поворачивается. Можно сделать поворот от 90 до 270 градусов. После завершения маневра уезжаете с места поворота, набирая скорость на пониженной передаче.

Задний разворот («полицейский разворот»). После остановки машины включается задняя передача и, разгоняя автомобиль до 30–40 км/ч, при полностью выжатом акселераторе, поворачиваете рулевое колесо к открытой дороге. Передние колеса скользят. Когда боковое движение назад прекратится, включаете низкую передачу и, набирая скорость, уезжаете. Будьте готовы к повороту от 90 до 270 градусов.

Y-образный разворот. Осуществляется только на широких дорогах или дорогах с мягкой, ровной обочиной.

После остановки автомобиля включаете заднюю передачу и, выкручивая руль вправо или влево, выезжаете на обочину. Следите, чтобы задние колеса оставили дорогу. Включив первую передачу и усиленно газуя, поворачиваете колеса так, чтобы получить поворот на 90 градусов.

Помните, что излишняя скорость снизит возможность выполнения необходимых маневров и повысит шанс столкновения с препятствием. Техника поворотов на высокой скорости заключается в следующем: поворот начинается с внешней стороны изгиба или угла, затем вы смещаетесь на внутреннюю сторону дуги. Так вы добиваетесь наиболее прямой линии движения. Всякое торможение начинается заблаговременно до поворота, пусть инерция вынесет вас до наибольшей крутизны поворота. Тогда нажмите на педаль акселератора. Никогда не тормозите во время самого поворота. Не следует резко тормозить, если автомобиль не оснащен антиблокировочной системой, иначе автомобиль утратит сцепление с дорогой и вы потеряете управление. Если вам придется резко затормозить, то быстрое покачивающее движение руля выведет вас на прямую и не позволит застопориться колесам (включая автоматику).

Уход задним ходом. Этот маневр применяют, если засада замечена на достаточно большом расстоянии, а дорога сзади свободна. Маневрируя, смотрите, где можно развернуться или уйти на примыкающие дороги.

Проезд сквозь препятствие (таран). Данный маневр применяется в двух ситуациях:

нападающая сторона вынудила вас съехать с дороги или преграждает ему путь вашему автомобилю;

нападающая сторона неожиданно устроила засаду на дороге.

А выполняется маневр следующим образом:

нацеливаетесь автомобилем на ту часть препятствия, у которой наименьший вес (т.е. задней частью автомобиля, за исключением тех марок автомашин, у которых двигатель расположен в задней части);

угол столкновения с препятствием должен быть 45–90 градусов;

удар наносится в послед­нюю четверть плоскости препятствия;

на расстоянии 8–12 метров от препятствия нажимаете на педаль газа и не отпускаете (при этом старайтесь думать не о столкновении, а о том, как быстрей проехать сквозь препятствие), крепко держа рулевое колесо;

сгруппируйтесь на водительском сиденье, приготовившись к умеренному по силе удару.

Когда нет выхода. Если ваш автомобиль заблокирован спереди и сзади, а ваши противники уверены в успехе, они могут снизить бдительность. Этим можно воспользоваться и предпринять следующее:

расположите автомобиль так, чтобы он наилучшим образом смог прикрыть ваш отход из-под огня засады;

если возможно, откройте двери и высадитесь из машины, прикрывая пассажира, в сторону, противоположную нападению.

Александр Аничин