Сопровождение товарно - материальных ценностей

Сопровождение товарно - материальных ценностейКак часто собственник выбирая то или иное охранное агентство видит информацию подобной этой: частное охранное предприятие оказывает услуги сопровождения , товарно-материальных ценностей, грузов и т.д. Но что стоит за этой фразой профессионализм или полное дилетантство, заказчик начинает понимать уже в ходе оказания данной услуги.

Зачастую, следуя законом рынка, руководство ЧОП выставляет данную услугу, не вдаваясь подробности всей сложности данного мероприятия, а так же не имея профессиональных знаний и опыта в этой сфере деятельности.

Выражаясь словами некоторых представителей охранного бизнеса «а зачем замарачиваться и создавать сложности и так все ясно».

А действительно зачем ? Просто выставить двух, трех «добрых молодцев», вооружить, отправить по маршруту, указав где получить и кому отдать или кого сопровождать и всего делов. Я не утрирую, многие из руководителей охранных предприятий думают именно так . Подготовку, обучение и различные нюансы в этой работе считают лишней тратой времени и средств.

Но к чему приводит такое отношение показывает печальная статистика нападений на группы сопровождения. В большинстве случаев ,разбирая характер нападения , сотрудники допускают ряд самых простых ошибок в своей работе , создавая тем самым благоприятную почву для нападения.

А если учесть плотность людского потока в местах сопровождения, неудобное место погрузки, выгрузки ТМЦ, неполный состав групп то шансы у охранников приравниваются к «0». Рассмотрим характерные ошибки групп сопровождения:

1. Частичное или полное отсутствие работы с связью (радиостанции, переговорные устройства) и т.д

2. Несогласованность действий всех членов группы

3. Отсутствие контроля опасных секторов

4. Незнание алгоритма действий в различных экстремальных ситуациях

Перечисленные пункты являются маленькой толикой недостатков в работе подразделений – которые можно свести в одно общее определение – некомпетентность .

Если алгоритм решения этих проблем и недостатков. Конечно есть, о нем мы сейчас и поговорим.

Рассмотрим основные этапы подготовки и работы данного подразделения.

1. Отбор и подготовка

Прежде всего сотрудники которые выдвигаются в группу сопровождения , должны пройти отбор по физической и огневой подготовки . Данные дисциплины являются базовыми на первом этапе. Наличие навыков сопровождения при работе в других ЧОП только приветствуется. Хотелось бы отметить что такие показатели как рост, отличная физ. подготовка, личные достижения в спорте также приветствуются но не являются доменирующеми . Основным показателем при отборе является умение и желание работать в команде. Здесь как раз подойдут сотрудники которые занимались игровыми видами спорта (хоккей, футбол, волейбол и т.д). В этих видах хорошо ставятся такие качества как умение работать в команде, быстро принимать решения, просматривать все сектора и искать наиболее удобную позицию для рывка или броска. Эти навыки позволят ускорить процесс обучения. Еще одним из немаловажных факторов при отборе будет являться высокая стрессоустойчивость.

Проанализировать данное качество у сотрудника, руководитель подразделения может в процессе предыдущей работы , например ГБР. И поверьте на слово, никакие современные психотесты и детекторы не дадут характеристику лучше, чем реальная рабочая ситуация. После отбора и уточнения состава группы, необходимо провести начальную подготовку сотрудников .

Подготовка сотрудников должна проходить по принципу «Меньше теории –больше практики» .Основной упор делается на тактико-специальную и огневую подготовку.

Но также не следует забывать уделять время тренировкам по связи и приобретению навыков экстремального вождения. Идеальное место проведения тренировок будет являться полигон. Как я уже говорил в предыдущих статьях, это может быть пейнтбольный или страйкбольный городок. Здесь можно смодулировать и отработать любую ситуацию.

Алгоритмом на занятиях по ТСП должны стать вопросы рассмотрения экстремальных ситуации на всех этапах сопровождения.

2. Инструктаж

К сожалению данное мероприятие либо полностью отсутствует в подразделениях сопровождения либо проводиться номинально, без должного уделения внимание вопросам безопасности . Зачастую такое отношение к инструктажу объясняют не хваткой времени, забывая что он является неотъемлемой частью работы.

Перечислим основные пункты проведения инструктажа.

- проверка документов сотрудников

- проверка оружия, спец.средств, средств связи

-уточнение состояния спец. автомобиля у водителя группы

- проверка служебно-должностных обязанностей

- уточнение вопросов по маршруту и точках погрузки, выгрузки

- краткий разбор происшествий, нападений и т.д

Можно расширить этот список еще, но я перечислил основные моменты на которые надо обращать внимание.

Как уже говорилось ранее «меньше теории – больше практики» . Необходимо выделить время в конце инструктажа на отработку практических элементов сопровождения таких как:

- выполнение спец.комплексов с оружием

- отработка модульных экстремальных ситуаций

Из собственного опыта скажу, что занимает это мероприятия 15-20 м .Не стоит практическую часть инструктажа превращать в полноценную тренировку, достаточно будет вспомнить краткий тактический минимум и запустить боевую рефлекторику.

Основная задача практической части инструктажа заключается в том чтобы каждый сотрудник группы вспомнил свои действия при возникновении нештатных ситуаций и мог их на практике выполнить.

3. Действие группы на маршруте сопровождения

Начнем с того что оптимальный состав группы должен быть не менее 3 человек

- старший группы (1й сотрудник группы сопровождения) - место расположения –с право от водителя

- водитель группы сопровождения

-2й сотрудник группы сопровождения - место расположения в грузовом отсеке

Я сознательно не упоминаю кассира или представителя собственника которого сопровождают сотрудники т.к он в состав группы не входит .

Меньшим составом будет крайне тяжело полноценно обеспечивать безопасность ТМЦ, не говоря уже о собственной.

При движении по маршруту группа должна быть максимально собрана и сосредоточенна на выполнение своей задачи. Здесь должна вестись такая же работа как при погрузке выгрузке .

Почему? Многие зададут банальный вопрос. Что может случиться с спец. автомобилем в дневное время и к тому же перемещающимся по городу? Поэтому можно расслабиться – поболтать с подругой по телефону, послушать музыку или просто образно говоря «отрубиться». Так к сожалению думают большинство сотрудников .

Начнем с фразы одного киногероя «Все возможно» и российская действительность доказывает что невозможного нет.

Последние нападения показали что группы сопровождения вели по всему маршруту а нападение происходило уже непосредственно при выгрузке ТМЦ. Опять может возникнуть вопросы почему и зачем . Нападающим проще стать на точке и ждать подъезда группы. Так рассуждают люди не знакомые с работой ЧОП. Заказы на сопровождения ТМЦ зачастую поступают спонтанно, либо постоянные точки сопровождения меняет сам собственник по мере надобности. Поэтому злоумышленникам проще проследовать по маршруту за спец.автомобилем и при выходе сотрудников как говориться «атаковать с ходу».

Исходя из этого сотрудники при выдвижении к точке должны вести постоянное наблюдение за секторами их ответственности. Автомобиль следующий за группой более 10мин должен браться на заметку, а если еще ко всему прочему останавливается в месте выгрузки ,то сразу попадает в разряд особо опасных секторов.

Следующая ситуация которая может случиться при движении – этот инсценировка ДТП, особенно когда водитель группы пытаясь объехать «дорожные пробки», начинает перемещается по дворам.

Лучшего места для нападения не придумаешь.

Опять скажу из собственного опыта , проводя первичные инструктажи в подразделениях сопровождения и задавая так называемые «реактивные вводные» на предмет будет ли выходить сотрудник из спец. автомобиля при ДТП или нет – 60% отвечает будет. Срабатывает инстинкт из гражданской жизни при управлении собственным авто. Чем это может закончиться в случае преднамеренного Дтп

Я думаю уважаемые коллеги объяснять не стоит .

4. Подъезд к объекту и выгрузка

При подъезде к объекту желательно выбрать самое оптимальное место для группы ,даже если для этого придется сделать пару кругов .

Перечислим условия оптимальной точки выгрузки:

- Спец.автомобиль должен иметь хотя бы минимальный маневр.

- водитель должен вести постоянный визуальный контроль входной зоны и маршрутом перемещения группы

- спец .автомобиль не ставят

*под люками

*возле мусорных баков

*напротив группы людей (остановок, очередь, и т.д)

*на противоположной стороне улицы, где сотрудник вынужден сопровождать груз пересекая проезжую часть .

*возле участков временных строительных работ (ремонт дорог, теплотрасс, прокладка кабеля и т.д)

Рассмотрим основные условия которые необходимо соблюдать при выходе из спец.автомобиля . Перед выходом старшего группы , каждый внимательно осматривает свой сектор а именно: водитель – прямо лево; старший группы–прямо, право; 2й сотрудник максимально осматривает тыловую часть (при отсутствие камеры заднего вида).

Выход старшего группы для осмотра зоны выгрузки осуществляется агрессивно,т.е быстро, без вальяжных переваливаний с боку на бок . При открытие двери 2й сотрудник и водитель держат оружие в режиме готовности, т.к в данный момент возможно нападение .

После выхода, старший группы начинает активно проверять сектора возможного нападения а также по возможности проходит весь маршрут следования группы .

Опять возникает вопрос: Зачем тратить время и «топтать ноги»?

Данная процедура не только необходима но и обусловлена многими факторами.

Опять пример из собственной практики: группа осуществляла сопровождения кассира одного из банков для загрузки банкоматов. Находящихся на территории супермаркета. Выгрузка и сопровождение проходило без предварительного осмотра маршрута сопровождения. При подходе к банкомату группа натыкается на электрика, который как раз в этот момент устранял неполадки осветительных приборов располагающихся над банкоматом. Завязалась словесная перепалка, чуть не переросшая в драку. Итог встречи: кассир в месте с группой сопровождения простоял около 5-7мин. Исходя из этого предварительный осмотр по возможности необходимо осуществлять постоянно.

Мы рассмотрели с вами 1й этап работы групп сопровождения . В следующей статье мы разберем действия на маршруте и внутри помещения.

Ряузов Денис Юрьевич