Что ждет будущих и нынешних пенсионеров

Что ждет будущих и нынешних пенсионеровОчередная перетряска пенсионной системы может оказаться самой серьезной за многие годы. Для начала решено не платить пособия по старости работающим пенсионерам-миллионерам. Следующим, похоже, будет решен вопрос о повышении пенсионного возраста. Велики шансы и на гораздо более радикальные реформы — вплоть до полного отказа от государственной части пенсии.

220 тыс. человек, возможно, лишатся пенсии в ближайшем будущем. Стольким работающим пенсионерам, по подсчетам главы Минтруда Максима Топилина, могут быть остановлены выплаты с 2016 или 2017 года. Мера коснется граждан с годовым доходом свыше 1 млн руб. "Это 83 тыс. руб. в месяц" — можно было бы и без министра подсчитать, но, видимо, правительству так понятнее.

С учетом того что всего пенсионеров в России более 41 млн (работающих пенсионеров — 14,3 млн), "счастливчиков" немного. Основной удар придется по москвичам (около 200 тыс. работающих из 2,8 млн пенсионеров). Именно в столице максимальная концентрация высокооплачиваемых пенсионеров. Средний заработок в Москве почти вдвое выше, чем по России (61 тыс. против 32 тыс. руб. на ноябрь 2014 года). При этом многие подходят к пенсионному возрасту на пике доходов или чуть ниже, почему и продолжают работать.

У этого плана практически стопроцентные шансы стать реальностью: Минфин, МЭР и представители обеих палат парламента его поддерживают. "Если решение в итоге пройдет и не вызовет протестов, то сумму, скорее всего, начнут двигать вниз или оставят на месте, но со временем миллион будет не очень крупной суммой за счет инфляции",— замечает попросивший об анонимности информированный собеседник "Денег". А "Деньги", в свою очередь, собираются следить за конкретными законопроектами: вероятность, что из-под этой инициативы будут выведены пенсии силовиков и чиновников, тоже близка к 100%.

Кроме того, Минфин предлагает ввести дополнительный взнос 1% зарплаты в бюджет ПФ. Таким образом, налоговая нагрузка на работающих граждан вырастет до 14% (1% плюс 13% НДФЛ). Это может дать бюджету около 170-200 млрд руб. в год, чего явно недостаточно для покрытия дефицита бюджета ПФР (623 млрд руб.). Шансы у этого предложения не столь велики, в декабре 2014 года президент Путин предложил ввести мораторий на повышение налогов на ближайшие четыре года. Однако, если речь идет о скоропалительной, без серьезного общественного и экспертного обсуждения, корректировке только что проведенной пенсионной реформы, можно предположить, что теперь возможно и это.

18 февраля на совещании у премьер-министра Медведева обсуждались и другие планы. Минтруд предложил постепенно повысить минимальный стаж для выхода на пенсию учителям, врачам и творческим работникам. Сегодня стаж педагогов — 25 лет, медработников — 25 и 30 лет при работе на селе и в городе соответственно. С 2016 года планируется повышать его с шагом три месяца за год. Это может затронуть около 20 тыс. человек в год. Шансы на принятие высокие, считает собеседник "Денег": "Решение по педагогам и медикам, скорее всего, съедят — льготные пенсии для них все-таки пережиток прошлого".

Тема продления заморозки пенсионных накоплений тоже рассматривалась на совещании, но пока решения нет, заявил Топилин. Крайне отрицательно об этой идее ранее высказывался глава Минэкономики Алексей Улюкаев. Заморозка накопительной части пенсии — это де-факто повышение налогов с целью снизить дефицит ПФР. Деньги, которые шли на персональный счет работника, пойдут в общую кубышку на оплату текущих расходов по выплате пенсий. Первое решение о заморозке пенсионных накоплений было принято осенью 2013 года и стало абсолютной неожиданностью. Тогда чиновники заверяли, что это временная мера, теперь, говорят циники, "она стала еще более временной".

Однако оптимисты пока не сдаются. "От создания полноценной системы пенсионных накоплений уклониться не удастся,— считает директор по региональным рейтингам агентства "Рус-Рейтинг" Антон Табах.— Сбережения из нынешней системы могут стать основой для добровольных накоплений, стимулированных налоговыми льготами и для работников, и для работодателей, типа британского NEST или новозеландского KiwiSaver".

Дело в возрасте

Главная проблема пенсионной системы другая — низкий пенсионный возраст. Президент Путин поручил изучить вопрос о его повышении на экспертном уровне, а затем перенести "на уровень рабочих форматов правительства", рассказал журналистам экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, участвовавший в антикризисном совещании с главой государства 13 февраля. И это прорыв: раньше глава государства категорически отвергал идею.

Сторонники повышения говорят о постепенных реформах. Алексей Улюкаев и глава Минфина Антон Силуанов предлагают британскую схему постепенного перехода. "Режим, когда для новых будущих пенсионеров устанавливается график примерно полгода увеличения пенсионного возраста за год, является разумным. То есть относительно лет за десять--пятнадцать прийти из нынешнего состояния в то гипотетическое новое состояние",— считает Улюкаев. Таким образом, срок выхода на пенсию у мужчин в 63 года будет установлен не ранее 2021 года, а для женщин — не ранее 2031-го (сейчас пенсионный возраст в России — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Смягчают позиции и противники реформы. Например, Минтруд, ранее не поддерживавший инициативу Минфина и МЭР. "Нужно сравнивать это с продолжительностью жизни, сравнивать это с тем возрастом, сколько люди живут в нашей стране после пенсионного возраста, сколько в других странах",— сказал Топилин. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко (по наблюдениям "Денег", ее можно считать опережающим индикатором официальной позиции Кремля) раньше была против повышения пенсионного возраста, а теперь, судя по сообщению "РИА Новости", солидаризовалась с Улюкаевым и Силуановым.

Бодания с демографией

Стабильность пенсионного обеспечения не только в РФ, но и в мире находится под угрозой негативных демографических трендов, а именно старения населения. В 1950 году в развитых странах, по данным ОЭСР, на одного пенсионера приходилось более семи человек в работоспособном возрасте, в 1963-м — шесть, в 1976-м — пять, а в наше время — четыре. Старение населения продолжается, и, начиная с 2023 года, это соотношение упадет до трех к одному, а с 2047-го — до двух к одному.

В 2000-х на Западе осознали, что стареющее население можно прокормить, только повышая пенсионный возраст. Его дно в странах ОЭСР было достигнуто в 1999 году и составило для мужчин чуть меньше 62 лет и 60,5 года для женщин. В течение 15 лет там плавно повышают возраст выхода на пенсию и будут продолжать и далее. В 2000 году средний пенсионный возраст в странах ОЭСР составлял 60,5 года для женщин и 61,8 для мужчин, а в 2013-м — уже 64 и 65 лет соответственно.

В России из-за низкого пенсионного возраста дела хуже. По среднему варианту демографического прогноза ООН для России до 2050 года, к концу периода доля населения пенсионного возраста увеличится в 1,5 раза, в то время как доля населения трудоспособного возраста значительно сократится. В результате соотношение численности лиц пенсионного и трудоспособного возраста вырастет почти вдвое, с нынешних 32% до 61% к 2050 году.

Вопросы эмансипации

Традиционный аргумент противников повышения пенсионного возраста — низкая средняя продолжительность жизни в РФ. Она действительно намного ниже, чем в среднем по странам ОЭСР (70,7 года против 80 лет). "Да, у нас каждый год растет продолжительность жизни, но пока этот показатель, особенно продолжительность жизни мужчин, к повышению пенсионного возраста не подталкивает",— цитировало "Эхо Москвы" Матвиенко в сентябре 2014 года.

Ключевое слово здесь — "мужчин". В возрасте выхода на пенсию есть гендерный разрыв: женщины выходят на пенсию раньше мужчин. При этом продолжительность жизни женщин больше, чем продолжительность жизни мужчин. Соответственно, женщины проводят на пенсии гораздо больше времени, чем мужчины: в среднем в странах ОЭСР мужчины проводят на пенсии 16 лет, а женщины — 21 год. Развитые страны пошли по пути признания равенства полов и постепенно сокращают гендерный разрыв (сейчас в среднем всего год, а в большинстве стран у мужчин и женщин один и тот же пенсионный возраст).

В России же не только один из самых низких в мире пенсионных возрастов, но и огромный гендерный разрыв — пять лет. Ситуацию усугубляет разница в продолжительности жизни мужчин (65,1 года) и женщин (76,3): она в России самая высокая в мире — более 11 лет. В итоге ожидаемое время пребывания на пенсии (продолжительность жизни с момента наступления пенсионного возраста) для доживающих до него российских мужчин составляет примерно 13 лет (ниже среднего уровня по ОЭСР на три года), для женщин — более 23 лет (выше среднего уровня по ОЭСР почти на три года).

Соответственно, пенсионеров-женщин в России втрое больше, чем пенсионеров-мужчин. По данным Росстата, мужчин в пенсионном возрасте на начало 2014 года было 9,7 млн, а женщин — 24,1 млн (в 2011-м мужчин было 8,9 млн, а женщин — 22,8 млн). То есть, несмотря на меньшую продолжительность жизни с момента рождения, российские женщины проводят на пенсии значительно большую часть жизни, чем женщины в развитых странах, ведь продолжительность жизни с момента наступления пенсионного возраста у них давно уже выше среднего уровня стран ОЭСР. Сейчас на одну женщину в пенсионном возрасте в России приходится всего 1,7 женщины в трудоспособном возрасте, а на одного мужчину в пенсионном возрасте — 4,6 в трудоспособном.

Скрытый ход

"Возраст выхода на пенсию в России оставался неизменным с начала 1930-х,— отмечает замдиректора Независимого института социальной политики Оксана Синявская.— С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат".

Впрочем, возможно, официально увеличивать эту границу не будут и сейчас. Ведь можно сделать это в скрытой форме, что уже отчасти осуществлено с введением балльной системы. "План Минфина не учитывает политической составляющей и, скорее всего, был вброшен, чтобы все ахнули и сказали: ну то, что приняли, не страшно. Вопрос могут подвесить, например введут какой-нибудь возраст для повышенной пенсии, 62 года или 65 лет, а пенсии с 55 и 60 просто не будут индексировать. Инфляция быстро их обесценит",— замечает собеседник "Денег", попросивший об анонимности.

Еще одна возможность — введение проверки нуждаемости для выплаты пенсий. Это западный вариант государственной пенсии для бедных, принятый, например, в Великобритании. Претендент на пенсию должен будет доказать, что он в ней нуждается. Ввести новый порядок можно с тех же 55 и 60 лет, а потом, если все пройдет гладко, и далее по старшим возрастам.

В этом случае пенсия превращается в пособие по бедности в старшем возрасте — сначала не для всех. Затем логичен следующий шаг — превращение государственной части пенсии в "социальное пособие по нетрудоспособности, ориентированное по размеру на минимальный прожиточный уровень пенсионера". Напомним, именно к такому выводу пришел тогда еще первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев ровно три года назад (см. "Деньги" от 19 марта 2012 года).

Авторы: Александр Зотин Максим Кваша