Как происходит оплата коммунальных услуг?
Плата за тепло, горячее и холодное водоснабжение, энергоресурсы, а также за водоотведение (канализацию) осуществляется, исходя из показаний общедомовых приборов учета, то есть установленных на «входе» в дом. Общий объем полученных ресурсов распределяется между собственниками с учетом показаний индивидуальных счетчиков. Если в квартирах таких счетчиков нет, то вся полученная жильцами вода, тепло и так далее распределяются по плательщикам:
отопление - исходя из площади квартиры и норматива потребления,
вода и канализация - в зависимости от количества жильцов в каждой квартире.
Когда начинается и завершается отопительный сезон?
Начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре в течение пяти суток подряд на улице ниже +8 градусов.
Заканчивается - когда среднесуточная температура в течение пяти суток подряд поднимается выше +8. Сроки начала и окончания отопительного сезона устанавливают уполномоченные органы (как правило, муниципалитеты) на основании данных среднесуточных температур.
Отличаются ли тарифы потребляемых услуг для ТСЖ, управляющих компаний и нанимателей квартир?
Тарифы на потребляемые энергоресурсы, а также потребляемую горячую и холодную воду, тепло и водоотведение едины для всех собственников жилья, независимо от выбранной формы управления многоквартирным домом, а также для жильцов, проживающих в квартире на основании договора социального найма.
Пускать или не пускать в квартиру поставщика услуг либо его представителя?
В идеальном варианте показания внутриквартирных счетчиков снимают представители управляющей организации (электросети, газовой службы и т.д.), но на практике это чаще делают сами жильцы. И это не считается нарушением. Представитель поставщика энергоресурсов приходит, если у поставляющей организации возникают сомнения в правильности оплаты. При неоднократном отказе открыть дверь жилец получает письменное извещение (под роспись) и должен сообщить представителю, когда он будет дома и сможет показать ему приборы учета. После такого предупреждения жилец обязан предоставить доступ к своим приборам учета.
Как рассчитывается оплата, если счетчик вышел из строя и находится в ремонте?
Во время ремонта, замены, проверки и общедомовых, и внутриквартирных приборов учета (но не более чем в течение 30 дней), объемы воды и других ресурсов для расчета оплаты за них исчисляются исходя из средних показателей за последние полгода (либо если счетчики были установлены меньше, чем шесть месяцев назад, - за время фактической их работы).
Осуществляется ли перерасчет, если жильцы уезжают из дома?
При временном отсутствии потребителя более пяти календарных дней подряд делается перерасчет платы за холодную и горячую воду, водоотведение, электричество и газ (если в квартире нет приборов учета). Для этого нужно подать письменное заявление управляющей организации (поставщикам энергоресурсов) в течение месяца после возвращения домой, и перерасчет должен быть сделан в течение пяти дней. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие временное отсутствие (например, копия командировочного удостоверения, справка о лечении в стационаре больницы, проездные билеты, счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания и т.д.). Точно так же делается перерасчет, если жилец фактически проживает по другому адресу. В этом случае необходимо представить документ, удостоверяющий место фактического проживания, например, квитанции об оплате коммунальных услуг в месте своего фактического проживания.
Чем грозит самовольное подключение к энергоресурсам в обход приборов учета?
Если обнаружится несанкционированное подключение к системе водо и теплоснабжения. а также электросетям, управляющая организация (или поставщик энергоресурсов) вправе сделать перерасчет оплаты за последние шесть месяцев по правилам, применяемым для домов, не оборудованных приборами учета, то есть в соответствии с тарифами.
Должны ли предупреждать об изменении платы за коммунальные услуги?
Информация об изменении размера оплаты, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется управляющей организацией (поставщиком энергоресурсов) потребителю в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов (если иное не предусмотрено договором между жильцом и поставщиком энергоресурсов).
Как должны учитываться льготы?
Если в квартире проживают льготники, имеющие право на скидку (то есть получающие льготу в натуральном виде), при расчете оплаты коммунальных услуг ее размер уменьшается на величину скидки.
Если льготник получает денежную компенсацию своей льготы например на банковский счет, размер оплаты не уменьшается.
В каком случае могут отключить воду, свет, газ?
Управляющая организация (поставщик энергоресурсов) имеет право ограничить и даже полностью приостановить предоставление коммунальных услуг (за месяц предупредив об этом потребителя), но лишь в нескольких случаях:
если имеется долг по оплате одной или нескольких услуг больше, чем за полгода;
если обнаружено самовольное подключение к инженерным сетям;
если стало известно, что жильцы используют более мощные чем разрешено по техническому паспорту жилого помещения, электробытовые приборы.
Запрещается отключать три вида услуг: отопление, холодную воду и водоотведение.
Временное отключение услуг допускается только при проведении ремонта инженерных сетей в доме.
Как могут наказать неплательщиков?
Сначала нарушителю должны направить письменное уведомление о том, что если в течение месяца долги не будут погашены, предоставление коммунальных услуг ограничат или прекратят.
За трое суток, если долги не погашены, жильцов предупреждают еще раз.
После этого свет, газ и горячая вода могут быть отключены до момента, пока потребитель не вернет всю невыплаченную им сумму.
Вновь их должны подключить в течение двух дней после возвращения задолженности.
Как должны оформляться платежные документы?
В квитанции об оплате коммунальных услуг обязательно указываются:
почтовый адрес;
сведения о собственниках или нанимателях, наименование исполнителя (организации, приобретающей коммунальные услуги у поставщиков и отвечающей за их предоставление жильцам) и подробная информация о нем (адрес, банковские реквизиты, телефоны, адрес электронной почты и т.д.);
расчеты оплаты за каждый вид услуги должны вноситься в квитанцию отдельной строкой;
количество полученных воды, электричества, газа и т.д. по счетчику (либо норма потребления), тариф и окончательная сумма платежа;
если есть задолженность - она также вписывается в платежку;
сведения о предоставлении субсидий и льгот, изменения в оплате (например, если в квартире проживают временные жильцы);
размер неустоек (штрафов) за нарушение потребителем условий договора указывается в отдельном документе.