Как справиться с агрессией в школе

Агрессия в школеДикие случаи, еще недавно казавшиеся нереальными, все чаще происходят и в нашей стране: подростки приходят в школу с оружием и неожиданно нападают на учителей и одноклассников. Последняя такая история случилась на прошлой неделе в стерлитамакской школе. Почему это происходит и как защититься? На вопросы ответил психиатр, завотделением психиатрической клиники Сергей Ветошкин.

Сергей Ветошкин: На самом деле факторов или причин несколько. Первая и основная: изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране. Реформы, экономическая нестабильность - все это сопровождается социальным напряжением в обществе и, конечно, сказывается на детях. Второй момент. Растет негативная информационная нагрузка на детей. Включите телевизор, посмотрите газеты и Интернет: что вы увидите? Основная часть информации - это негатив: войны, преступления, аварии и катастрофы со смертельными исходами. Третье. Наши дети сегодня чаще всего не организованы, они предоставлены сами себе и негативному влиянию улицы. Есть и четвертая причина. Компьютерные игры, которыми так увлекаются подростки, никем не контролируются. Я не за цензуру вообще, но в этой части она, считаю, необходима. Пятый момент: изменившиеся отношения между учителями и учениками. Не буду вдаваться в причины, это не моя сфера, почему так происходит, но факт остается фактом: стандартная ситуация в школе сегодня - это отсутствие уважения к учителям со стороны и учеников, и родителей, и встречная реакция педагогов. Ну и еще одна причина. У нас, к сожалению, очень слабая психологическая служба в школах.

Разве она у нас есть?

Сергей Ветошкин: Конечно. В каждой школе есть психолог. Чем они занимаются? Они должны выявлять "трудных" детей, нарушения их взаимоотношений с одноклассниками, учителями и родителями и проводить психологическую коррекцию их поведения. А при необходимости, если есть подозрение на расстройства психики, - направлять к психиатрам.

Но это и есть та самая работа, которая должна предотвратить такие случаи, как в Стерлитамаке… Почему тогда это не работает?

Сергей Ветошкин: Могу предположить, что психологов элементарно мало и у них большая нагрузка. Кроме того, обратить внимание на конкретного школьника психолог может, если к нему обратится учитель или родители. Или, и такое тоже бывает, сам ученик. Но далеко не все готовы при возникновении психологических проблем обращаться за помощью. Дети опасаются реакции одноклассников. А иногда и родителей.

После случая в Стерлитамаке прозвучала инициатива: обязать учителей отслеживать посты учеников в соцсетях. Цель - "вычислить" опасные планы заранее. Как вы к этому относитесь?

Сергей Ветошкин: Мне вспоминается фильм с Томом Крузом "Особое мнение". В нем особая служба при помощи провидцев как бы предугадывает и предотвращает убийства, которые еще не совершены. Подобная "профилактика" - это было бы здорово, конечно. Но нельзя однозначно, безошибочно предугадать то, что еще не произошло. В этом фильме Круз сажает в тюрьму предполагаемых преступников, которые еще никого не убили. По фильму система дает сбой. Сам главный герой невольно оказывается на месте такого "убийцы".

Что же тогда делать? Ведь детей стало страшно отпускать в школу.

Сергей Ветошкин: Скажу банальную вещь, но другого пути не знаю. Нужно создавать систему нормального школьного воспитания. Давайте пройдем прямо по основным причинам (см. первый вопрос). Станет в стране стабильнее - и агрессия обязательно уменьшится. Что касается негатива, который льется на нас отовсюду, с этим тоже нужно что-то делать. На днях я провел беседу с девятилетней дочерью, застав ее за просмотром вульгарных клипов на YouTube. Но вообще-то в таких случаях дети не очень и виноваты. Хороших, добрых детских программ и программ, которые можно посмотреть всей семьей, сейчас почти нет. Даже несмотря на наличие детских каналов, по которым идут однотипные мультики, и не всегда с достойным содержанием. То есть я хочу сказать, что детей от негативной информации надо защищать. Хорошо, конечно, если это осознают и сделают на государственном уровне. Но не методом запретов и ограничений. Понимаю, что в СМИ рейтинг сегодня - это все. Но психологическое состояние и психическое здоровье наших детей все же должно быть дороже.

Думаю также, нужно восстанавливать детские организации. Пусть они не будут политически ориентированными, у детей должно быть детство. Они обязательно должны быть заняты чем-то интересным и полезным, не разрушать, а созидать. Мне кажется, это может улучшить и атмосферу в школах, и взаимоотношения детей и педагогов.

Надо ли запрещать "жестокие" компьютерные игры?

Сергей Ветошкин: Этот вопрос занимает не только вас. Есть несколько исследований, как такие игры влияют на поведение подростков. Одни ученые утверждают, что подобные компьютерные игры не толкают детей к агрессии и деструктивному поведению. Другие, наоборот, видят в них опасность. Так что окончательные выводы делать рано. Но я лично склоняюсь все же ко второй точке зрения. Запрещать, может, и не надо - только лишний интерес и тягу вызывать. Но вот переключить внимание ребенка в реальность, найти интересную альтернативу - тот же спорт, к примеру, имеет смысл. Главная задача: вывести ребенка из виртуальной жизни в реальную.

Как родители могут понять, что с ребенком что-то не так?

Надо вспомнить родословную. Если в роду у кого-нибудь из родителей, бабушек-дедушек, других близких родственников были странности в поведении, моменты агрессии, суицидальные попытки, это говорит о повышенном риске возникновения подобных состояний и у детей.

Нужно внимательно следить за настроением ребенка и его поведением в коллективе. Если он держится особняком, идет в школу из-под палки, прогуливает уроки, у него нет друзей в школе, но появляются на улице (тем более асоциальные компании), - это все повод для беспокойства и обращения к психологу. Еще один признак - снижение успеваемости, если до этого с учебой проблем не возникало.

Поведение дома. Ребенок уединяется, "закрывается" от родителей, много времени проводит в соцсетях и Интернете, за агрессивными компьютерными играми, и на попытки родителей установить контакт реагирует раздраженно или агрессивно, то это повод обратиться даже к психиатру.

Еще очень тревожный симптом - это когда ребенок уходит из дома. Для этого в психиатрии есть специальный термин "дромомания" (бродяжничество). Такие дети могут попасть в преступную группу, в секту, другие психодеструктивные структуры (те же "Голубые киты", сомнительные тренинги так называемого личностного роста и т.д.). Это тоже даже не звонок, а набат для обращения к специалистам.

На что настроить, как подготовить ребенка на случай, если он окажется в эпицентре подобного ЧП?

Что зависит от родителей? Хотя бы предупредить ребенка, что подобные случаи возможны, и его школа не исключение. Задача: научить ребенка, как себя безопаснее вести, попав в эпицентр чрезвычайной ситуации.

Главное - стараться не терять самообладание. Не паниковать, оценить обстановку и уровень опасности и вероятные выходы из угрожающей ситуации.

Не предпринимать необдуманных действий (кричать, плакать, хаотично бегать, бросаться на нападающего). Нужно постараться не вступать с нападающим в контакт. Но если выбора нет, то говорить на полтона ниже, неспешным голосом. На его вопросы или требования отвечать кратко, твердо и однозначно. Стараться минимально жестикулировать.

Совет: держать руки перед собой примерно на уровне живота, ладонями вниз. Не поднимать их вверх ("сдаюсь"), не опускать ("пассивность"), не убирать за спину (только если последует такое требование). С нападающим не спорить. Не провоцировать, не нагнетать агрессию. Если нет надежной возможности убежать или спрятаться, ждать помощи.

Ирина Невинная