Ребёнок на улице

Ребёнок на улицеРодители находятся рядом с ребёнком с первых дней его жизни. А потому именно они обязаны объяснить правила безопасного поведения не только дома, но и на улицах и дорогах. Со временем малыш взрослеет, и уже в начальной школе многие взрослые перестают провожать и встречать ребёнка из школы, а потому главная задача любящих родителей – объяснить, как вести себя с незнакомыми людьми и в нестандартных ситуациях.

Поведение школьников не всегда поддается разумному объяснению, поэтому нужно заставить ребёнка понять, насколько важно знать правила безопасности на улице для детей.

Дорожно-транспортные происшествия

Это самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы ДТП — самые тяжёлые. Личный опыт, на который опирается ребёнок, никогда не скажет ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/ч — более 15 метров. Особенности детской психики — например, фрагментарность внимания, то есть фиксация на одном предмете (другие ребёнок уже не видит) — увеличивают его незащищенность. Отпуская ребёнка на улицу, надо подготовить его ко взаимоотношениям с городом, но при этом понимать, что вся наука сойдет на нет в ту минуту, когда мама сама переведет его через дорогу на красный свет.

Различные травмы

Около 70 процентов уличных травм случаются со школьниками по дороге домой из школы. Понятно почему: дорогу после занятий ребята считают уже начавшимся отдыхом. Чтобы ввести этот отдых в разумные рамки, надо или встречать ребёнка, или строго организовать время и маршрут к дому: никуда не сворачивать, не играть и т.д. Как и дома, травмы на улице происходят в основном из-за различных падений. Это важно иметь в виду, потому что правильно падать можно научить — как это делает, например, любой тренер по волейболу на первом же занятии.

Спортивные привычки помогают снизить опасность травм и в ещё одной традиционной ситуации — мальчишеской драке. Кстати, здесь надо обратить внимание на искаженные представления детей о возможных последствиях ударов (особенно предметами). Родители, например, должны объяснить ребёнку, что только в кино после удара железным прутом человек остаётся здоров и весел.

Если вы хотите влиять на безопасность вашего ребёнка, надо знать круг его общения (обязательно — телефоны друзей и имена их родителей) и места, где ребёнок может оказаться. Недопустимо, чтобы это была стройка, пустырь, старый дом, подвал, чердак, колодцы подземных коммуникаций (здесь можно обвариться и отравиться газом и т.д.).

Пруды, каналы, пляжи, котлованы и рвы с водой

У воды ребёнок должен быть только в сопровождении взрослого. Надо иметь в виду, что каждый год дети тонут не только в реках или прудах, но и в различных ямах, строительных котлованах и даже в бочках и т.д. С первых лет жизни ребёнок должен уметь вести себя у воды и научиться плавать.

Незнакомые люди

С раннего детства ребёнок должен знать, что люди бывают разные и иметь дело надо только с теми, кого знаешь. Полиция многих стран считает обязательным для любого ребёнка закон четырех „не“:

- никогда не разговаривай с незнакомцем;

- никогда не садись в машину к незнакомцу;

- никогда не играй по дороге из школы домой;

- никогда не гуляй с наступлением темноты.

Первое правило — самое безусловное. Предлог, который найдет злоумышленник, нам никогда не угадать, поэтому готовые формулы типа: „Не соглашайся, если тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфету“ — только мешают. Ребёнок должен знать, что если он один, то на любые слова незнакомого человека должен сказать: „Извините, нет“ или „Извините, я не знаю“ и отойти.

Очень важно объяснить, что незнакомый — это любой человек, которого не знает сам ребёнок. Незнакомец может назвать его по имени, сказать, что пришел по просьбе мамы. Но если человек ребёнку незнаком, он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: „Я его не знаю!“ Родителям необходимо внушить ребёнку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого ему человека. Если такой человек подойдет, кем бы тот ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, позвонить родителям или обратиться к милиционеру.

Очень часто хорошее воспитание мешает детям действовать решительно в минуту опасности. Поэтому в понятие хорошего воспитания должен входить и разговор с ребёнком, где вы объясните ему, что не будете сердиться, если он начнёт грубить, врать, громко кричать, бить и кусаться, когда к нему станет приставать незнакомый человек. Объясните ребёнку взрослое понятие „право на необходимую оборону“.

Научите ребёнка не доверять на улице ни женщинам, ни сверстникам, ни даже тем, кто младше его. Не только потому, что порой именно они заманивают жертву в машину к взрослым злоумышленникам, но из-за „детского рэкета“, драк и т.д. Мальчику надо объяснить, что на его желании быть смелым кто-то может сыграть, и нужно быть смелым, но не глупым. А любая вещь, которую у него хотят отнять, стоит меньше его здоровья и безопасности, и вы не будете на него сердиться.

Время, когда ребёнок начнёт один ходить из школы домой, нужно максимально оттягивать. А когда это будет уже неизбежно, научите соблюдать простые меры предосторожности — такие, как ходить только группой или вдвоём, по дороге нигде не останавливаться, ходить всегда одним и тем же маршрутом, а придя домой, тут же позвонить маме или папе на работу.

Если у ребёнка свой ключ от квартиры, никогда не вешайте его ему на шею, проверьте, не забудет ли он ключи в дверях, в почтовом ящике, в кармане пальто. Лучший вариант — оставлять ключ у кого-то из соседей, потому что здесь появляется дополнительный контроль.

Оставшись один в квартире, ребёнок должен знать, что дверь всегда нужно закрыть не только на замок, но и на задвижку или цепочку. Так же, как и на улице с незнакомцем, ребёнок не должен вступать в разговоры с кем-то через дверь. В ответ на просьбы открыть, дать стакан воды, помочь соседу или маме, проверить свет и на всё остальное ребёнок может ответить только: „Сейчас я позвоню соседу, он выйдет и поможет вам“ или „Сейчас я позвоню в милицию, они приедут и всё решат“. Ребёнок должен понимать, что и он ни под каким предлогом не может выходить из квартиры, откуда злоумышленник в состоянии вызвать его и по телефону из ближайшей будки.

В квартире около телефона (или на самом аппарате) должны быть номера телефонов соседей, рабочие телефоны родителей и других близких родственников (особенно тех, кто работает рядом), телефон ближайшего отделения милиции и экстремальных служб города — 01, 02, 03. Опыт показывает, что в напряжённой обстановке даже взрослые не каждый раз могут вспомнить эти телефоны.

Чтобы вызвать полицию или пожарных, надо знать свой адрес. Разучить его с ребёнком надо сразу, как только он научится говорить — одновременно со своим именем, фамилией и телефоном родителей. С первых лет жизни ребёнку надо объяснить, что если он потеряется или окажется в сложной ситуации, он может попросить помощи, но не у каждого встречного.

Объясните, как выглядит полицейский, работник метро, кассир или продавец в большом магазине, администратор в музее, кинотеатре или театре. Ребёнок должен запомнить, что эти люди в городе как бы дежурные. Важно показать особенности униформы, чтобы ребёнок не принимал, например, за милиционера первого же мужчину в фуражке. Покажите, как выглядит милицейская машина, где в вашем районе отделение милиции. Скажите, что помощью милиции или пожарных может воспользоваться каждый житель города — независимо от того, взрослый он или ребёнок.

Воспитание иммунитета личной безопасности у ребёнка должно идти с соблюдением чувства меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно и как бы случайно. Если ребёнка запугать агрессивным миром, то он разучится рисковать (а в некоторых ситуациях риск — важнейшая часть самозащиты), станет воспринимать мир как агрессивное окружение и всю жизнь в конечном счёте потратит на борьбу с ним.

Учеба пойдет впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противится формулам „Запрещено“, „Нельзя“, „Ты обязан“ и т.д. Скажите ребёнку: „Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя“. Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкрепить понятными примерами — например, в ситуации „защита квартиры“ напомнить сказку про волка и семерых козлят или Красную Шапочку.

Если ребенок пропал:

- сходите или позвоните туда, где он должен был быть, выясните, кто его видел в последний раз и где, расспросите соседей;
проверьте наличие документов и вещей пропавшего;

- позвоните в справочные службы „О заблудившихся детях“, „О несчастных случаях“;

- сообщите в милицию по телефону „02“ о пропаже, если у вас есть подозрения на конкретных людей, сразу о них сообщите;

- начните с помощью соседей и родственников поиски на соседних дворах, в подъездах, чердаках, подвалах;

- напишите заявление на имя начальника вашего отделения милиции с указанием примет и приложением фотографии пропавшего, зарегистрируйте ваше заявление у оперативного дежурного;

- не прекращайте самостоятельные поиски, обратитесь в общественные фонды и частный сыск;

- в ваше отсутствие в квартире должен дежурить кто-то из соседей или родственников; при возвращении ребёнка сразу сообщите в милицию.

Все специалисты по детской безопасности, с которыми мне доводилось встречаться, во многом по-разному ведут свою работу и расходятся в каких-то деталях. Однако большинство говорили о том, насколько важно доверять ребёнку и заслужить его доверие. У ребёнка своя шкала оценки серьёзности событий, представлений об обязанностях и этике — старайтесь её понять.

Самые небольшие перемены в поведении ребёнка — откуда-то взявшаяся новая вещь, царапина — могут быть важными сигналами: будьте внимательны к мелочам.

И самое главное, что мне довелось услышать от всех специалистов по детской безопасности и с редким единодушием: как бы ни работали воспитатели, полиция, милиция и всё общество в целом, этого мало. Потому что ребёнка защищает прежде всего любовь родителей.

Нелюбимые дети пропадают чаще, чем любимые.