Помощь детям в учебе

Дети учатся не только в школе, но и дома. Выполняя домашние задания, они закрепляют усвоенные в классе знания, расширяют и углубляют их. Поэтому успеваемость школьников зависит не только от учителей, но и от родителей. Как же помогать детям хорошо учиться?

Создание нормальных условий для выполнения домашних заданий. Прежде всего необходимо обеспечить детей учебниками и школьными принадлежностями (тетрадями, карандашами, ручкой и перьями, чернилами и т. п.). Следует также отвести школьнику постоянное «рабочее место», где бы он мог готовить уроки. Если позволяют условия, нужно оборудовать отдельный «уголок школьника». Стол, стул, этажерка или полочка для книг — вот самое необходимое оборудование такого уголка.

Особенно заботливо родители должны относиться к оборудованию рабочего места для ребенка, только что начавшего учиться. Делая уроки за слишком высоким столом, ребенок вынужден изгибаться в сторону, чтобы удобнее было писать. Это ведет к боковому искривлению позвоночника (рис. 3). Работа за слишком низким столом способствует возникновению сутулости (рис. 4). Как нужно правильно сидеть, показано на рисунке 5.

Чтобы приучить учащихся к сосредоточенному, напряженному труду, во время приготовления уроков следует соблюдать тишину в комнате. Радиоприемник или репродуктор надо выключить.

Необходимо также приучать детей к соблюдению гигиены умственного труда во время выполнения домашних заданий. Нужно следить за тем, чтобы через 40— 50 минут школьники устраивали перерывы на 10—15 минут.

Следует приучать школьников чаще проветривать комнату, где они занимаются, так как чистый воздух — главное условие повышения работоспособности. Нельзя разрешать им заниматься лежа или читать во время еды. Все эти на первый взгляд мелочи оказывают серьезное влияние на снижение качества домашних учебных занятий школьников.

Надо требовать от детей, чтобы их учебники, тетради и другие учебные принадлежности были подготовлены для школы с вечера. Выполнение этого требования поможет выработать у детей аккуратность и четкость (рис. 6).

Помощь детям в выполнении домашних заданий. В отдельных случаях родители могут оказать помощь и в приготовлении уроков.

В семье можно иногда наблюдать две крайности: некоторые родители проявляют полное невмешательство в учебные занятия своих детей.

«Это дело школы, учителей»,— рассуждают они и не оказывают помощи даже в том случае, если дети нуждаются в ней и родители в состоянии оказать ее. Другие родители, наоборот, излишне опекают и иногда сами выполняют за детей домашние задания. И в первом и во втором случае родители поступают неправильно.

Домашние задания рассчитаны на самостоятельную работу школьников. В одном из пунктов «Правил для учащихся» записано: «Все домашние уроки выполнять самому». Но родителя не могут безразлично относиться к тому, как их дети выполняют уроки.

Иногда школьники, особенно младших классов, забывают или, занявшись игрой, не успевают выполнить задания. Родители должны напоминать им об этом.

Важно ежедневно контролировать выполнение домашних заданий. Надо постепенно приучать детей к самостоятельной усидчивой работе. Если школьник научится работать организованно и хорошо, надобность в повседневном контроле за качеством выполнения домашних заданий отпадет.

Бывают случаи, когда школьник встречает затруднения при выполнении домашних заданий и обращается за помощью к родителям:

— Папа, задача не получается. Такая трудная. Отец берет задачник и быстро набрасывает решение:

— Переписывай.

Такая «помощь» только вредит школьнику. Родители или старшие члены семьи могут и должны помочь ребенку. Но нужно предложить школьнику подумать и попытаться самому еще и еще раз решить трудную задачу и только после этого помочь ему.

У учащихся младших классов полезно проверять результаты выполнения уроков: прослушать стихотворение или пересказ выученного материала, просмотреть письменную работу и т. п. Необходимо иметь в виду, что проверка результатов домашней работы школьников — это дело учителя. Но родители не могут относиться безразлично к тому, что их сын или дочь небрежно, наспех выполняют домашние задания и торопятся на улицу. Надо проверять качество выполнения учеником домашних заданий и тем самым приучать его работать аккуратно и добросовестно.

Следует поощрять совместные занятия детей: они содействуют приобретению детьми навыков коллективной работы, воспитанию у них чувства товарищеской взаимопомощи. Особенно полезны совместные занятия для отстающих учеников, а также учеников, не привыкших к усидчивой самостоятельной работе. Однако нужно следить, чтобы они работали самостоятельно и не списывали друг у друга решенные задачи или выполненные упражнения.

Особенно важно, чтобы родители были в тесном контакте с учителем, классным руководителем, советовались с ними и действовали едино. «Сделал одну ошибку в диктанте, а поставили мне тройку — придирается учительница»,— жаловался Коля. Просмотрев тетрадь сына, отец строго сказал: «За такую грязную работу больше тройки поставить нельзя». Отец Коли поступил правильно. Он поддержал авторитет учительницы. Надо воспитывать у детей уважение к школе, к самоотверженному и благородному труду педагогов.

Иногда родители плохую успеваемость своих детей пытаются объяснить их якобы слабыми способностями. В действительности низкая успеваемость, как правило, объясняется отсутствием у школьников работоспособности, неумением работать. А неумение работать, в свою очередь, порождает нежелание работать, приводит к потере интереса, легкомысленному отношению к учебе. Родители вместе с учителями должны выявлять причины, которые мешают детям хорошо и отлично учиться, и устранять эти причины.

Многие родители поручают старшим детям следить за выполнением домашних заданий младшими детьми. Выполнение этих поручений сближает детей. Старшие дети не только проверяют выполнение заданий младшими братьями и сестрами, но и помогают им.

Распространенной ошибкой родителей является невмешательство в школьные дела своих старших детей. А при отсутствии контроля с их стороны даже старшие школьники начинают хуже учиться.

Некоторые родители, не имея соответствующего образования, не могут проверить по существу, как изучают их дети—старшеклассники различные предметы. Тем не менее само повседневное внимание родителей к занятиям сына или дочери, их интерес к школьной жизни дают весьма положительные результаты.

Помощь школьникам 7-го и 10-го классов следует усилить в период подготовки к экзаменам. В это время особенно важно правильно организовать домашние учебные занятия детей.

В период подготовки к экзаменам необходимо свести до минимума различные поручения детям. Конечно, не следует совершенно отстранять их от труда по самообслуживанию, от участия в бытовом труде. Но этот труд не должен отвлекать от подготовки к экзаменам. На время подготовки к экзаменам следует также сократить развлечения школьников (посещение кино, футбольных состязаний и др.).

Задача родителей — развивать у подростков привычку делиться дома своими мыслями, настроениями, разными событиями из их жизни. При этом на откровенность детей надо реагировать вдумчиво и тактично. Бестактность, высокомерие, чрезмерная строгость, безразличие к интересам подростков неизбежно приводит к нарушению контакта, а следовательно, к потере влияния родителей на детей.

В подростковом возрасте наиболее интенсивно происходит половое формирование. При простых дружеских отношениях родители всегда имеют возможность говорить с подростками о самых сложных и волнующих вопросах, предупредить неправильные отношения между мальчиками и девочками, содействовать их хорошей дружбе направить внимание подростков на увлекательные, творческие занятия, на здоровые развлечения.

Неправильно поступают родители, когда они запрещают, порицают дружбу мальчиков и девочек. Бывает, например, так. Вернувшись домой, мать с ужасом увидела, что се дочка — девятиклассница Люда — сидит на диване с каким-то мальчиком. Когда мальчик ушел, мать набросилась на дочь:

— Бесстыдница! Поклонников развела! — кричала она.

На другой день она пришла в школу. Классный руководитель выслушал ее очень внимательно.

— Я не понимаю причин вашего волнения, — сказал он.— Я сам просил Мишу помочь вашей Люде по физике.

— Вы?! Но надо же понимать, к чему все это приводит!

— Вы сами наталкиваете дочь на мысль, что дружба с мальчиком— какое-то запретное дело,— возразил учитель. Ходил бы мальчик к вам домой, и вы бы убедились, что отношения у них самые чистые.

Школа и родители общими усилиями содействуют развитию дружбы и товарищества, взаимного уважения между мальчиками и девочками, поощряют взаимопомощь в учебных делах, труде, а также и совместные игры.

Для воспитания товарищеских отношений между мальчиками и девочками большое значение имеет хороший пример, какой видят дети в своей семье в лице матери и отца.

Воспитание у детей чувства ответственности за учебу. Успех в учебе во многом зависит от воспитания а закрепления у детей чувства ответственности за свой учебный труд. Дети не только учатся, но и выполняют разные поручения пионерских и комсомольских организаций, занимаются спортом, внеклассным чтением, помогают родителям в домашнем труде, посещают кино, театры и т. д. Однако среди всех этих занятий самым главным является учебная работа.

Обычно после окончания школы дети мечтают о таких профессиях, которые позволили бы им больше пользы принести своей Родине. Следует разъяснять им, что для этого нужно хорошо и отлично учиться, овладевать знаниями, наукой.

Учиться — это значит трудиться, напрягать свои силы, преодолевать трудности и препятствия. К сожалению, некоторые родители относятся к учению своих детей несерьезно. Вместо того чтобы после возвращения ребенка из школы дать ему отдохнуть, они дают ему различные поручения, требующие большого напряжения умственных и физических сил. В результате дети переутомляются и иногда не успевают выполнить задания учителей.

Родителям надо регулярно просматривать и подписывать дневники, интересоваться отметками и поведением детей в школе. Правильное ведение дневника приучает детей к аккуратности, организованности и порядку. Если родители перестают регулярно просматривать дневник, дети не записывают в него домашние задания, скрывают от родителей плохие отметки.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не пропускали без уважительных причин занятий и не опаздывали в школу. Обучение детей в школе проводится по определенной системе и в стройной последовательности. Поэтому каждый пропущенный учеником урок нарушает нормальный ход обучения и отрицательно влияет на успеваемость. Чтобы наверстать пропущенное, ученику потом приходится работать с большим напряжением несколько дней.

Приниматься за работу ученик должен в одно и то же время, установленное в режиме дня. Нельзя разрешать ребенку готовить уроки сразу после возвращения из школы. Он должен отдохнуть, пообедать.

Нужно наблюдать за тем, чтобы учебники, тетради и школьные принадлежности лежали на своих местах, чтобы школьник не тратил напрасно времени на их поиски.

Мать одной из учениц говорила на собрании родителей: «Прежде всего я прививаю дочери серьезное отношение к учению. Еще до школы я внушала ей (и внушаю сейчас), что для того, чтобы быть настоящим советским человеком, надо учиться так, как учился Ленин,— на «отлично». Я очень строго слежу за успеваемостью дочери, помня о том, что если с самого начала пустить учение ребенка на самотек, то это может иметь плохие последствия, которые потом будет трудно исправить. Несмотря на свою занятость на работе вне дома, я каждый день проверяю, как она выполняет домашние задания, и делаю ей свои замечания о том, как они выполнены и как лучше их выполнить. Помимо контроля за домашней работой дочери, я интересуюсь также ее ответами в классе: часто спрашиваю, как она отвечала на уроках. Отличным отметкам открыто радуюсь и хвалю ее, а это, в свою очередь, вызывает у нее еще большую радость и стремление еще лучше учиться но всем предметам».

Это действительно так. Повседневный контроль за учебной работой детей, приучение их к организованной работе — необходимое условие повышения их успеваемости.

Детей среднего и особенно старшего возраста надо приучать к тому, чтобы они свою учебную работу сочетали с активным участием в производительном труде. Надо покончить с барски пренебрежительным отношением к физическому труду. Ведь коммунизм и труд неотделимы. Коммунизм несет нам не барскую жизнь, где будет царить лень и праздность, а рабочую, трудовую жизнь. К этой жизни и нужно готовить наших детей, подростков и юношество.