Политехническое обучение и трудовое воспитание школьников

Политехническое обучение школьников — важнейший раздел коммунистического воспитания. Политехническое обучение позволит более успешно подготовить молодое поколение к практической деятельности, к производительному труду в промышленности и сельском хозяйстве.

Политехническую подготовку молодежь получает в школе. Однако семья, родители могут оказать немалую помощь в этом. Многие навыки и умение обращаться с простейшими орудиями труда школьники могут приобрести в семье.

Нужно поощрять занятие, детей и подростков моделированием и конструированием, электротехникой и радиотехникой, простейшими столярными и слесарными работами. Для этого необходимо обеспечить их набором простейших инструментов и материалов. Правильно поступают те родители, которые помогают своим детям (старшего и среднего возраста) оборудовать дома небольшой «рабочий уголок».

Самостоятельные занятия техникой — это не простая забава, а важное средство политехнического обучения.

Следует обязательно вовлекать детей в сельскохозяйственный труд, воспитывать любовь к нему. В саду и на огороде найдется немало полезных и посильных дел, которые помогут детям приобрести трудовые навыки. Дети с успехом могут вскапывать грядки, пропалывать овощи и поливать их, убирать урожай и т. п. Для того чтобы дети могли применить на практике свои знания по биологии, нужно вовлекать их в опытническую работу в кружках юных натуралистов. Постановка даже несложных опытов с различными культурами покажет детям, как можно научиться управлять жизнью растений.

Нередко родители знакомят детей со своими профессиями. Если, например, отец работает трактористом или электромонтером, техником или инженером, он может ознакомить детей с различными машинами и механизмами. В результате политехнический кругозор детей значительно расширяется. Вместе с тем они смогут приобрести и некоторые практические навыки в обращении с простейшими инструментами.

Большое воспитательное значение имеют беседы родителей с детьми об участии в строительстве коммунизма. Дети школьного возраста обычно с большим интересом слушают родителей о том, как они работают на заводе или в колхозе, как выполняют свой производственный план.

Одним из средств расширения политехнического кругозора детей является также чтение научно—популярной технической литературы. Наши издательства ежегодно выпускают много хороших книг по различным отраслям техники, промышленности и сельского хозяйства. Задача родителей — приучить детей к чтению этих книг.

Можно рекомендовать, например, такие книги: Абрамов «Десять моделей», Берман «Азбука автотракторного дела», сборник «В помощь юному технику», Арбузов и Дроздов «Юные мичуринцы—животноводы и зоологи», Дроздов и Тетерина «Юным мичуринцам» и др. Помогают разобраться детям в основных вопросах современной техники и многие киножурналы: «Новости техники», «Новости сельского хозяйства» и др.

Родители, работающие на заводах и фабриках, в совхозах, колхозах и на электростанциях, иногда могут ознакомить своих детей с технологией производства и с различными орудиями труда. Это, безусловно, способствует развитию у детей интереса к технике.

Но главное, к чему следует стремиться родителям,— это привить своим детям как можно больше практических навыков. В. И. Ленин учит, что ничего не стоит никакая школа, если нет практического умения. В речи на И съезде комсомола он указал, что недостаточно только понимать, что такое электричество,— надо еще знать, как технически приложить его к промышленности и сельскому хозяйству.

Политехническое обучение неразрывно связано с трудовым воспитанием, формированием у школьников ценных моральных качеств. Обеспечивая непосредственное участие детей в различных видах труда, политехническое обучение поможет успешно решать такие задачи, как воспитание коммунистического отношения к труду и к общественной собственности, воспитание коллективизма, товарищеской взаимопомощи, дисциплинированности и других высоких моральных качеств.

Правильно поступают те родители, которые воспитывают у своих детей любовь к труду уже в дошкольные годы.

Как они это делают? Прежде всего они всемерно поощряют трудовые занятия своих детей, одобряют их первые успехи в труде.

Ученик 8-го класса Андреевской средней школы Арзамасской области Виктор Л1. рассказывает: «Отец начал воспитывать у меня любовь к труду еще до школы. Он сделал мне маленькую косу, которой я косил сено; учил меня ухаживать за цветами, за яблонями и даже за пчелами; поручал мне чистить хлев, подметать двор.

Интересно, как отец поощрял эти занятия. Когда я, усталый, возвращался домой с мешком сена за спиной, отец шел мне навстречу. Он брал мешок в руки, делал вид, что тот очень тяжел, и, кряхтя, взваливал его себе на плечи. При этом высказывал изумление, как я мог так много наносить и нести. В такие минуты во мне словно силы прибавлялось, я готов был работать еще и еще. Уходя из дому, отец давал мне какое—нибудь поручение, а по возвращении в первую очередь проверял качество выполненной работы. Если он, был доволен, то вытаскивал из сумки и дарил мне какой-нибудь сделанный им самим инструмента: пилу, рубанок, топорик. Это было для меня самым цепным подарком. Когда я подрос, отец договорился с бригадиром колхоза, чтобы мне давали лошадь а позволяли работать на нон. Отец учил меня как запрягать лошадь, как обращаться с «ею».

Этот рассказ школьника убедительно показывает, как важно родителям заинтересовать детей трудом, вовремя поощрить их трудовые усилия. После этого дети без особых напоминаний будут выполнять домашние дела.

Одинокая мать В. Галиуллина в своем письме в журнал «Семья я школа» рассказывает, что два её сына, учащиеся 9-го и 10-го классов, во всем помогают ей. Они моют посуду, полы, готовят обед, гладят белье, топят печку, в летнее время ухаживают за огородом. Всё это является результатом трудового воспитания. «Я приучила детей — рассказывает В. Галиуллина,— и в мое отсутствие всё делать своевременно, по заведенному порядку. Это особенно важно в напряженные дни в конце учебного года. В это время у нас устанавливается особый режим. Когда экзамен сдает один из сыновей, то всю работу по дому выполняет другой». Так в этой семье воспитываются и растут умелые и честные труженики социалистического труда.

К сожалению, не во всех семьях так бывает. Нередко родители отстраняют мальчиков от участия и бытовом труде семьи, потом спрашивают: «Почему с мальчиками больше возни, чем с девочками? Почему мальчики больше озорничают, дерутся, нарушают школьный распорядок?». Объясняемся это чаще всего неправильным воспитанием мальчиков. Девочки обычно с ранних лет вовлекаются в трудовую жизнь семьи. Родители заставляют их убирать постель, мыть посуду, подметать комнату, готовить обед. Мальчиков же родители, как правило, освобождают от трудовых обязанностей в семье, считая, что это дело женское.

В результате мальчики с презрением относятся к домашней работе. Свободное время они проводят на улице и отстраняются от всего, что могло бы дисциплинировать их и приучить к труду.

Трудовые занятия детей в семье протекают более успешно, если родители руководят ими. Нельзя безразлично, безучастно относиться к труду детей, особенно младшего возраста. В одной семье отец дал однажды своим маленьким сыновьям молотки, гвозди, строительный материал и, не показав, что нужно сделать, вышел ненадолго из дому. Когда он вернулся, то увидел, что гвозди были заколочены в пол.

Этот пример показывает, что предоставленные самим себе дети по неопытности делают часто не то, что нужно.

Задача трудового воспитания детей в семье заключается в том, чтобы приучить их к труду, научить выполнять любую посильную работу, выработать у них необходимые трудовые навыки, приучить выполнять работу добросовестно и аккуратно, воспитать чувство ответственности за порученное дело. Все это способствует воспитанию у детей и подростков нового, коммунистического отношения к труду.

Нужно постоянно внушать детям мысль о том, что чем лучше будут они трудиться, тем богаче и могущественнее станет наша Родина, тем счастливее будут жить они сами.

Книга «Домоводство» Москва 1959 г.