Уход за детьми в возрасте от 1 года до 7 лет

На протяжении первого года жизни организм ребенка развивается чрезвычайно бурно. За этот год вес младенца утраивается, рост его увеличивается см на 20. В дальнейшем развитие ребенка идет несколько медленнее, но это ни в коей мере не означает, что может быть ослаблена забота родителей о здоровье, воспитании, создании хороших условии для детей.

Надо помнить, что каждый месяц, буквально каждый день вносит нечто новое в поведение, привычки и физические возможности ребенка. Соответственно приходится перестраивать распорядок дня, режим питания, занятия детей.

Существуют, однако, некоторые общие рекомендации и для этого периода.

Распорядок дня. Рациональный и твердо соблюдаемый режим приносит неоценимую пользу детям. Они приобретают привычку делать все в свое время, вырабатываются точность, собранность и другие хорошие черты.

Огромное значение имеет правильный режим и для здоровья. Все процессы в человеческом организме — дыхание, биение сердца и т. д. — совершаются ритмично. Важно научиться поддерживать четкость, ритм и в повседневном быту, в играх, еде, сне, отдыхе.

Надо с малолетства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Сначала он будет подчиняться бессознательно, даже неохотно, но постепенно это войдет в плоть и в кровь, станет привычкой и потребностью. Нельзя, «жалея» ребенка, разрешать ему то попозже поваляться в постели, то задержаться на улице. Такие отступления от распорядка дня не проходят бесследно. Дети выбиваются из колеи, начинают капризничать, хуже есть, с трудом засыпают.

Изучив состояние здоровья ребенка, его наклонности, уровень физического развития, учитывая время года, климат и другие моменты, врач или фельдшер избирает наиболее подходящий режим.

Мать должна посоветоваться в медицинском учреждении о том, когда ребенок должен ложиться спать, вставать, есть, играть и т. д., составить на основе этих советов расписание и строго следить за его выполнением.

Сон. До полутора лет малыш должен спать 2 раза в день по полтора-два часа и ночью не меньше 9 часов, в общей сложности 13 1/2—14 часов в сутки.

Ребята в возрасте от полутора до 5—б лет спят днем один раз. Продолжительность сна (за сутки) меняется в зависимости от возраста. Трехлетнему малышу полагается спать 12 1/2 часов, дошкольнику 6—7 лет — не меньше 11 часов; из них полтора-два часа приходится на дневной сон.

Укладывать ребенка надо днем и вечером в одни и те же часы. Тогда у него выработается привычка быстро засыпать.

Лучшее средство для крепкого сна — свежий воздух. Комнату следует хорошенько проветривать. Очень рекомендуется после ужина немного погулять с ребенком. Днем даже в холодное время года хорошо класть маленьких детей спать на свежем воздухе — во дворе, в саду, на застекленном крыльце; ни в коем случае нельзя детей укладывать на печке или теплой лежанке.

Каждый ребенок должен иметь свою кровать — он не отдыхает полностью, если спит вместе со взрослыми или другими детьми. Здоровому спокойному сну ребенка мешает шум, яркий свет, бьющий в глаза. Однако приучать ребенка спать в полной тишине и темноте не имеет смысла, потому что обеспечить такие условия можно не всегда и ребенок от малейшего шума будет просыпаться.

Нельзя запугивать детей, рассказывать на ночь страшные сказки, разрешать им вечером бурные игры. Все это возбуждает и мешает спокойному сну.

Не следует плотно кормить ребенка непосредственно перед сном. Ужинать надо не менее чем за час до укладывания в постель.

Недосыпание причиняет серьезный вред организму, дети становятся плаксивыми, капризными, повышается их восприимчивость к различным болезням, они медленнее растут и хуже прибавляют в весе.

Питание. После того как ребенка отняли от груди, питание его должно становиться все более разнообразным. По мере увеличения количества зубов можно и нужно давать малышу твердую пищу.

Какие продукты полезны? За день ребенок должен получить пол—л молока (в том числе израсходованное на приготовление различных блюд). Больше давать не рекомендуется. Не следует утолять жажду малыша молоком — это не питье, а еда, и у ребенка может уменьшиться аппетит.

Мясо и рыбу следует давать не каждый день, а 4—5 раз в неделю. Жирные сорта мяса и рыбы для детей не годятся. Малыш 3 лет может съедать по одному яйцу через день, а старше 3 лет — каждый день. У некоторых детей белок вызывает появление зудящей сыпи. Тогда совсем надо отказаться от яиц. Очень полезен детям творог, его хорошо чередовать с яйцом.

Каждый день ребята должны получать хлеб, масло, сахар, овощи сырые и вареные. В овощах, ягодах в фруктах содержатся жизненно необходимые минеральные вещества и витамины. Для сохранения витаминов, которые могут разрушаться в процессе приготовлении пищи, надо придерживаться следующих несложных правил: не оставлять надолго очищенные овощи в воде или на воздухе, класть их в кипящую воду или в бульон, варить под крышкой, лишний раз не разогревать овощные и фруктово—ягодные блюда.

Что готовить детям от 1 года до 4 лет?

На завтрак можно рекомендовать какую-нибудь кашу или картофель, макароны, яйцо или творог, стакан молока или кофе с молоком, чай с молоком, хлеб (булочка) с маслом.

На обед — куп овощной или из круп, щи. В суп можно положить мясные или рыбные фрикадельки, просто молотое мясо. Много супа давать не следует, обычная дневная порция — 1—1,5 стакана. Второе блюдо — овощные котлеты, пюре, творожники со сметаной, мясная котлета с гарниром, крупяная запеканка. Третье блюдо: кисель, компот, фрукты. В полдник хорошо дать простоквашу, молочный кисель или молоко с булочкой или печеньем. Ужин состоит обычно из творожного, овощного или крупяного блюда и стакана молока или чая с молоком.

Не надо разрешать ребенку есть слишком много хлеба, это отбивает аппетит. Можно давать немного соленой пищи — кусочек селедки, соленый огурец. Консервы не рекомендуются.

Дети старше 4 лет могут есть то же, что и взрослые, за исключением слишком острых, жирных и пряных блюд.

Полноценным является только разнообразное питание. Нужно позаботиться о том, чтобы одни и те же блюда не повторялись, скажем, утром и вечером, изо дня в день. Качество питания не определяется только его составом и количеством. Очень многое зависит от того, вовремя я с аппетитом ли поел ребенок.

Дети старше года, как правило, должны есть 4 раза в день: завтрак — между 7 час. 30 мин. и 9 часами, обед — в 12—13 часов дня, полдник — в 16 часов, ужин — в 19—20 часов.

В промежутках между обедом, завтраком, ужином не следует давать детям сладостей, хлеба, молока. Они должны знать определенные часы еды и определенное место за столом. При беспорядочном питании пища усваивается значительно хуже.

В младшем возрасте не все ребята отличаются хорошим аппетитом и не всегда с удовольствием едят новые для них блюда. Невзирая на это, надо приучать их к разнообразному питанию, даже если приходится больше времени повозиться.

Необходимо, чтобы за столом всегда была спокойная обстановка и ничто не отвлекало детей. На втором году жизни ребята понемногу начинают есть самостоятельно. Надо дать малышу ложку в руки, но кормить его на первых порах другой ложкой. Не надо спешить, подгонять ребенка. Всю порцию еды следует класть на тарелку сразу.

Если ребенок все-таки ест плохо, необходимо показать его врачу. Надо удостовериться, не является ли причиной этому какое—нибудь заболевание, например глисты.

Не следует угрожать за плохую еду наказанием, кричать — это лишь вызывает отвращение к пище. Нет смысла и развлекать ребенка во время еды, рассказывать ему сказки. Может быть, заслушавшись, он и съест всю порцию, но пользы от такого питания мало. Все, что съедено без аппетита, гораздо хуже усваивается организмом. Добиваться своего нужно терпением и, конечно, стараться более вкусно готовить.

Особое внимание важно обратить на содержание витаминов в пище. Растущему организму в первую очередь необходимы витамины Д, С и А — они содействуют хорошему обмену веществ, улучшают жизнедеятельность организма. При недостатке этих витаминов дети хуже растут, становятся вялыми, больше подвержены заболеваниям.

Очень полезно, чтобы дети ели каждый день сырую или тушеную морковь. Из нее в организме образуется витамин А. Для того чтобы морковь принесла наибольшую пользу, ее следует давать с жиром или после жирного блюда.

Витамин С содержится главным образом в овощах, ягодах, фруктах. Если ребенок ест их много в сыром виде, то можно не беспокоиться, его организм получит достаточное количество витамина С. Но зимой и весной, когда свежих овощей и фруктов бывает мало, появляется необходимость искусственно насыщать пищу витаминами. Чаще всего с этой целью применяют настой шиповника. На стакан кипятку берут столовую ложку целых или пол—ложки дробленых плодов шиповника и 10 минут кипятят их в закрытой посуде. Настаивать раствор надо сутки, если взяты целые плоды, и 2—3 часа, если дробленые. Жидкость следует затем процедить, добавить по вкусу сахара и давать детям четверть стакана в день.

По назначению врача детям дают рыбий жир, в котором содержатся витамины Д и А. Лучше пить его за обедом между первым и вторым блюдом, закусив хлебом с солью, чесноком.

Навыки чистоты и опрятности легче всего воспитать в детстве. Если малыша всегда содержат в чистоте, у него подсознательно вырабатывается потребность в ней. Это как бы первая ступень приобретения гигиенических навыков. К 4—5 годам дети постепенно начинают самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры — умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой и т. д. Мать должна напоминать, контролировать, иногда помогать детям.

Утром и вечером дети должны в обязательном порядке мыть руки, лицо, уши, шею. Особое внимание следует обращать на чистоту рук и ногтей. Ребенок не может садиться за стол с немытыми руками, он не может продолжать игру, если после посещения уборной не вымыл с мылом руки. Это должно стать постоянным правилом. Вытирать руки надо насухо.

С 3 лет ребенок уже в состоянии утром и вечером полоскать рот теплой кипяченой водой, а примерно через год можно применить и зубную щетку, пока без порошка или пасты. Вначале зубы осторожно чистит мать, а сам ребенок только их полощет. У молочных зубов слабая, легко подвергающаяся порче эмаль, и за ними необходимо тщательно ухаживать. С 5 лет дети уже самостоятельно чистят зубы.

Малыш должен привыкнуть к тому, что у него есть отдельная зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, свое полотенце.

Зимой через день, а летом каждый вечер (иногда и днем) надо мыть ребенку ноги с мылом и мочалкой.

Не реже раза в неделю детей следует купать и теплой воде с мылом.

Очень полезно выделить малышу уголок, где всегда лежали бы его игрушки и другие вещи. Пусть он с помощью взрослых убирает свой уголок, кладет все на место. Таким образом вырабатывается привычка к аккуратности и порядку.

Обязанность взрослых — настойчиво прививать детям нетерпимость к грязи, неряшливости. Пусть они сами убирают игрушки, аккуратно складывают и развешивают на ночь одежду, ставят на место обувь.

Конечно, ребенок будет чистым и аккуратным только в том случае, если взрослые показывают ему в том пример своим поведением.

Физическое воспитание. Изнеженные дети болеют значительно чаше, чем закаленные. Даже грудного младенца необходимо закаливать, тем более это относится к годовалому ребенку, к дошкольнику.

Первое требование — не кутать ребенка ни дома, ин на улице; второе — различными мерами приучить его организм к изменениям температуры. Этой цели служат обтирания, обливания, купание, а также воздушные и солнечные ванны.

Прежде чем приступить к закаливанию, надо обратиться за советом к врачу или фельдшеру. Не каждому ребенку одинаково полезны все эти процедуры.

Если назначены обтирании или обливания, то вначале берут воду, подогретую до 30°С, затем ее температуру постепенно снижают и в конце концов используют теплую. Начинать купаться в реке разрешается при температуре воды не ниже 22°С. Если вода холоднее 16°С, она может причинить ребенку вред. Дети не должны оставаться в воде до тех пор, пока посинеют губы и появится озноб. Непременно надо учить детей плавать. Это полезно дли здоровья и пригодится в жизни.

После обтирания, обливания или купания ребенок должен досуха вытереться и хорошенько растереть тело полотенцем.

Солнечные лучи укрепляют организм, способствуют предупреждению рахита и других заболевания. Однако перегревание на солнце может оказать отрицательное действие на нервную систему. Поэтому нужно следить, чтобы малыши не грелись слишком долго на солнце и обязательно защищали головку панамкой, косынкой, Нельзя позволять малышам долго бегать на солнце в одних трусах, мальчику надевают еще легкую рубашонку, девочке — платьице и, конечно, легкий головной убор.

Движения необходимы ребенку любого возраста, это непременное условие нормального роста и развития. Родителям следует учитывать эту естественную потребность, не заставлять детей подолгу сидеть или стоять на одном месте или в одной позе. Неправильно считать подвижные игры и беготню детей лишними, нудными. Однако и чрезмерные движения нужно сдерживать, так как малыш ещё не научился соизмерить свои силы.

В первые пять—шесть лет жизни главное значение в физическом воспитании детей имеют подвижные игры. Родителям рекомендуется купить ребенку мяч, сделать прыгалки, санки, обруч.

Игрушки должны соответствовать росту и физическим возможностям малыша. Например, трех-четырехлетнему ребенку лучше подойдет большой мяч (20—25 см). Ему легче играть с ним. Нужную длину прыгалки можно определить так: положить ее ни пол, поставить ребенка на середину и поднять концы веревки или шнура. Они должны приходиться немного выше уровня пояса.

Особо нужно поощрять коллективные подвижные игры. Они не только развивают ловкость, сноровку, но и воспитывают хорошие черты характера — коллективизм, товарищество, стремление к взаимной выручке.

Детей постарше 5—6 лет — надо учить плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках. Все это — чрезвычайно полезные виды физической культуры, необходимо только следить, чтобы ребята не увлекались ими сверх меры.

Лыжи следует тоже подобрать по росту. Рекомендуется, чтобы их длина равнялась высоте ребенка, стоящего с вытянутой вверх рукой. Палки должны быть несколько выше плеча малыша, но сразу давать их не стоит, пусть начинающий лыжник научится сначала передвигаться без палок.

Желательно, чтобы дети с 6—7 лет делали по утрам гимнастику, Надо с помощью медицинского работника подобрать 3—4 несложных упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, спины и живота, а также дли мышц, расширяющих грудную клетку. Заканчивать утреннюю зарядку целесообразно непродолжительным бегом и затем замедляющейся ходьбой. В общей сложности зарядка не должна длиться более 5—8 минут. Конечно, делать ее малышам следует под руководством тех взрослых, которые сами умеют правильно, четко выполнить упражнения. Пользу, которую приносит гимнастика, трудно переоценить.

Весной, летом и ранней осенью сельские ребята проводит на открытом воздухе почти целый день. Это очень хорошо! Но и зимой они должны ежедневно бывать на улице но менее 4 часов. Матерям нужно твердо усвоить: чем больше времени проводит ребенок на воздухе, тем он будет здоровее.

Развитие речи. Становление речи начинается с лепета. Нельзя оставаться безучастными к этим первый речевым попыткам детей, надо давать им для подражании все новые звуковые сочетания, свойственные нашему родному языку, побольше разговаривать с ребенком. Если он раньше времени перестал лепетать, необходимо срочно проверить его слух.

У некоторых детей часты заболевания горла. Это может повести к потере чистоты и звучности голоса. Надо, не откладывая, лечить горло.

Качество речи зависит не только от состояния органов, с которыми связано произнесение звуков. Огромную роль играет влияние среды. Дети невольно подражают разговору окружающих. С ребенком надо правильно говорить и нельзя искусственно подделываться под язык малыша.

Ребенок не должен расти в одиночестве — только в коллективе совершенствуете и его речь и он обогащается новыми словами и мыслями. Не следует молча одевать, кормить малыша, все это должно сопровождаться разговором, разъяснением. С детьми постарше надо беседовать, помогать им заучивать стихи. Но нельзя навязывать им все новые и новые слова и фразы, порой для них весьма трудные. Такая перегрузка может только ухудшить речь. Умение ребенка разговаривать «как взрослые» нередко свидетельствует о его повышенной нервности.

У многих детей, когда они еще только овладевают навыками речи, бывают недостатки произношения. Со временем это проходит, но все-таки при разговоре с таким ребенком нужно учитывать характер дефекта. Если малыш торопится, как бы «проглатывает звуки», следует говорить с ним замедленно, чуть растягивая слова: если он «смазывает» звуки, надо их отчеканивать. Нельзя заставлять малыша правильно повторять звуки, которые ему не удаются, это непосильная для него задача. Важно самим произносить их четко, а ребенок будет стараться подражать.

Окрики, наказания не способствуют улучшению речи, а, наоборот, ведут к закреплению недостатков.

Книга «Домоводство» Москва 1959 г.