Художественное воспитание детей

Приобретение детьми знаний в области искусства, развитие их эстетических чувств и художественно—творческих способностей помогает им глубже познать окружающий мир. Знакомство с лучшими произведениями советской литературы, живописи, театра, кино, музыки расширяет кругозор школьников и помогает им ярче чувствовать и понимать прекрасное в природе и обществе. Очень важно выработать у детей любовь к искусству, музыке. Надо приучать их слушать музыку и пение. Музыка — это могучее средство воспитания. Она оказывает глубокое влияние на человека, на его переживания, чувства с настроения. Она помогает лучше понять жизненные явления и пробуждает в человеке лучшие чувства. Музыка помогает бороться с грубостью, некультурностью, она окрашивает чувства детей в более светлый и жизнерадостный тон. Поэтому надо приучать детей к сознательному восприятию музыкальных произведений.

Важно также приучать детей к пению. Пение народных песен способствует воспитанию у детей любви к своему народу, к его творческому наследию.

Важным средством художественного воспитания детей является общение с природой. Известный русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что прекрасные окрестности города, села, колыхающиеся поля являются замечательными воспитателями детей.

Красивый пейзаж родного края не только развивает эстетические чувства у детей, но и пробуждает у них любовь к Родине. Чтобы полюбить свой край, надо знать его, надо познакомиться с его природой, с его людьми.

Для развития художественного вкуса нужно поощрять участие детей в кружках художественной самодеятельности, их литературно—художественное творчество. Некоторые родители смотрят на участие детей в кружках художественной самодеятельности как на бесцельное занятие. Такой взгляд глубоко ошибочен. Театральное творчество является сильным воспитательным средством и способствует разностороннему развитию детей и молодежи. Работа в коллективах художественной самодеятельности вместе с тем помогает воспитанию школьников в духе коллективизма, товарищеской взаимопомощи, дисциплинированности и организованности.

Родителям нужно знакомить своих детей с живописью. Дети обычно любят рассматривать картины. Благодаря своей наглядности и красочности они доступны детям. Наибольший интерес вызывают у детей бытовые и исторические картины. Знакомство детей с живописью расширяет их кругозор, развивает эстетические чувства.

Многие дети любят собирать художественные открытки, репродукции художественных произведений, составлять альбомы из них. Это также способствует развитию у детей художественного вкуса.

Необходимо поощрять занятия детей лепкой, художественным выпиливанием, вышиванием. При этом особенно важно, чтобы дети делали это не только для удовлетворения собственных интересов и потребностей, но и подчиняли свои занятия общественным целям: рисовали для школьной стенной газеты, мастерили и выжигали полочки или вышивали дорожки для украшения колхозного Дома культуры, выполняли работы из гипса или глины для оформления пионерской комнаты, украшения классного помещения своей школы и т. п.

Книга «Домоводство» Москва 1959 г.