Порядок предоставления санаторно-курортного обслуживания

Санаторно-курортное обслуживаниеВ связи с вступлением в законную силу 1 января 2012 года Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок предоставления санаторно-курортного обслуживания. 

Так, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющим стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), и совместно проживающим с ними членам семьи предоставлено право на приобретение один раз в год путевок на лечение в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки.

Кроме этого, право на лечение в санаторно-курортных учреждениях за плату в размере 25 процентов стоимости путевки предоставляется гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученным в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Вышеуказанные нормы распространяются и на бывших сотрудников федеральных органов налоговой полиции.

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 19.07.2011г. № 247-ФЗ на лиц, уволенных из Государственной противопожарной службы МЧС России, не распространяется. В связи с этим путевки на лечение в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение указанной категории граждан предоставляются за полную стоимость.

Для того чтобы пенсионеру МВД и членам его семьи приобрести путевку в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел необходимо предоставить справку подтверждающую право на медицинское обслуживание в соответствии со статьей 11 Федерального Закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальный гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вышеуказанная справка выдается на пенсионера МВД и членов его семьи Отделом пенсионного обслуживания при наличии следующих документов:

паспорт жены (мужа);

свидетельство о браке (свидетельство о рождении ребенка);

справка с ЖЭКа о составе семьи, подтверждающая совместное проживание.

Для сведения сообщаем, ч.2 ст.1 Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) был установлен круг лиц - членов семей сотрудников, на которых распространяется действие Федерального закона. Ими считаются:

1) супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;

2) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

3) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - члены семьи).

Для получения большинства социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом (ст.4, 6, 8, 11), необходимым условием является совместное проживание члена семьи с сотрудником. Поэтому для получения социальной гарантии недостаточно являться членом семьи сотрудника, необходимо совместно с ним проживать.

Таким образом, законодатель устанавливает к понятию «члены семьи», определенному в ч.2 ст.1 Федерального закона, дополнительное понятие «совместно проживающие» с сотрудником. При этом определение понятия «совместно проживающие» в Федеральном законе отсутствует. Отсутствует определение этого понятия и в Федеральном законе от 07.02.2011г. N 3-ФЗ «О полиции».

В Федеральном законе имеются ссылки на то, что социальная гарантия предоставляется в порядке, определяемом действующим законодательством, т.е. в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление), Президентом Российской Федерации (указ), руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (приказ). Однако и в этих правовых актах понятие «совместно проживающие», отнесенное к членам семьи сотрудника, отсутствует. Лишь в Правилах медицинского обслуживания членов семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 2), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. N 1232, определяющих порядок медицинского обслуживания в медицинских организациях МВД России в отношении членов семьи сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и лиц, находящихся на его иждивении и проживающих совместно с ним, а также граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в ч.8 ст.3 Федерального закона, и совместно проживающих с ними членов их семей, имеется указание о том, что их прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским организациям МВД России осуществляется на основании документов, подтверждающих их статус (справок подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел, пенсионных органов МВД России о принадлежности к семье сотрудника органов внутренних дел РФ, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, документов, подтверждающих совместное проживание, а для граждан, находящихся на иждивении, - дополнительно установленных законодательством Российской Федерации документов, подтверждающих их статус).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: если получение социальной гарантии связано с условием совместного проживания члена семьи с сотрудником, в таком случае необходимо предоставление документа, подтверждающего факт совместного проживания. Поскольку в специальных нормах права, устанавливающих право на социальные гарантии и порядок их получения, не содержится конкретного наименования документа, подтверждающего совместное проживание, необходимо руководствоваться общими нормами права, регулирующими гражданские, жилищные и семейные отношения граждан, т.е. гражданским, жилищным и семейным законодательством.

Статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Законодательное закрепление проживания лиц по определенному месту (по месту жительства) регламентировано Законом РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и выражается в регистрационном учете граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законодательством РФ порядком является обязанностью, неисполнение которой влечет административную ответственность (ст.3 Закона).

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г. № 713, документами, свидетельствующими о месте жительства гражданина является его паспорт с оттиском штампа органа регистрационного учета о регистрации по месту жительства, поквартирная карточка, домовая (поквартирная) книга.

В связи с этим вывод о совместном проживании сотрудника и членов его семьи можно сделать на основании указанных документов, которые необходимо представить в орган, уполномоченный принять решение о предоставлении социальной гарантии. Таким образом, регистрация сотрудника и членов его семьи по одному месту жительства является допустимым доказательством совместного их проживания.

При этом необходимо учесть, что при отсутствии в специальных нормах о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации четкого определения понятия «совместно проживающие» действует законодательство, гарантирующее защиту прав граждан.

Так, гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав (ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Исходя из всего вышеизложенного, в случаях совместного проживания сотрудника и членов его семьи, но несовпадения их регистрации по месту жительства, законодательством предусмотрена возможность судебной защиты права на получение социальной гарантии. Поэтому судебный акт (решение, определение) может также являться документом, устанавливающим факт совместного проживания сотрудника с членами его семьи.