Президент РФ подписал закон, нарушающий международный договор

8 ноября 2011 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"…».

Статьёй 2 названного Федерального закона в статью 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…" внесены изменения, дополняющие её частью второй следующего содержания: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера…". Подписав закон, Президент Российской Федерации ввёл на законодательном уровне понижающий коэффициент 0,54 к пенсионнообразующей базе, а соответственно – к размерам положенных военных пенсий. Но Президент Российской Федерации не учёл одного обстоятельства – это снижение уровня пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, ниже уровня 1990 года, когда Законом СССР от 28 апреля 1990 года № 1467-I "О пенсионном обеспечении военнослужащих" был установлен уровень пенсионного обеспечения, соответствующий 100% пенсионнообразующей базы.

В соответствии со статьёй 1 Соглашения между государствами – участниками Содружества независимых государств «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств участников Содружества независимых государств» от 15 мая 1992 года, уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Получается, что уровень (степень, характеризующая качество, высоту, величину развития чего-либо) пенсионного обеспечения, установленный законодательством Российской Федерации с 1 января 2012 года, снижен по сравнению с уровнем, установленным ранее законодательным актом бывшего Союза ССР.

Экономический Суд СНГ в решении от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 исходил из того, что для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, а в решении от 20 января 2000 года № 01-1/5-99 указал: «Действие Соглашения от 15 мая 1992 года, вступившего в силу с момента подписания государствами-участниками, распространяется на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из вооруженных сил после его принятия». Применение 54 процентов размера пенсионнообразующей базы, ежегодно прирастающих на 2% до достижения 100%, снижает установленный законодательным актом бывшего Союза ССР уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, постепенно возвращая его к 2035 году, и противоречит международному договору стран-участников Содружества независимых государств. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Военные пенсионеры могут заявить в суде не только о нарушении конституционных прав, но и о нарушении международного договора.