Военные пенсионеры 2012-2013 г

Военные пенсионерыКак известно, с начала 2012 года существенно поменялась система денежных выплат для военнослужащих Министерства обороны и сотрудников Министерства внутренних дел. Остальные силовики пока еще в предвкушении реформы жалованья. Собственно суть реформы, которая с 1 января 2013 года должна коснуться военнослужащих других силовых органов, таких как Служба внешней разведки, ФСБ, МЧС а также сотрудников, имеющих специальные звания, таких как ФСИН, таможня (ФТС), ФСКН – довольно проста.

Вместо минимального оклада по должности и массы надбавок – новые зарплаты будут состоять как раз в основном из оклада по должности и по званию. Кроме того, так называемая 13-я зарплата, то есть вознаграждение по итогам года и премии по итогам квартала, которые ранее платили кумулятивно – сейчас плавно «размазаны» по всем месяцам года. Это достаточно важный момент, поскольку именно из годового объема заработной платы, бонусов и других льгот принято сравнивать доход в западных странах. Поэтому самым корректным сравнением старой зарплаты с новой станет приведение цифр из справки 2-НДФЛ сотрудника полиции или военнослужащего, стоящего на одной и той же должности и с одним и тем же званием.

Однако, кроме действующих сотрудников и военнослужащих, действие реформы заработной платы напрямую затрагивает и другую существенную категорию жителей нашей страны. Речь идет о военных пенсионерах. Методика расчета военных пенсий была установлена еще очень давно и не претерпевала существенного изменения еще со времен Советской власти. Военный пенсионер при выходе в отставку с минимальной необходимой выслугой (а именно в 20 лет), получал в качестве компенсации за верную службу половину от должностного оклада и оклада по званию плюс от надбавки за выслугу лет и районный коэффициент. Однако резко взметнувшиеся должностные оклады действующих сотрудников и военнослужащих поставили российское правительство в непростое положение.

При сохранении в силе прежней методики расчета пенсий многомиллионная армия силовых пенсионеров должна была получить существенную прибавку к пенсии. Однако, как это часто бывает, денег именно на такое повышение, увы, не нашлось. Правда, заявлено об этом было как-то неуверенно, зато все силовые пенсионеры сильно удивились введению в методику расчета пенсий еще одного понижающего коэффициента, на этот раз уже «0,54». Именно на эту величину было необходимо умножать уже поделенные наполовину (для расчета пенсии) суммы нового должностного оклада, оклада по званию, надбавки за выслугу и районного коэффициента.

Сразу скажем, что ситуация сложилась достаточно интересная в юридическом плане. С одной стороны, в абсолютном выражении суммы силовых пенсий увеличивались, то есть ежемесячные десять тысяч с 2011 году превращались в четырнадцать-шестнадцать тысяч в 2012 году. А вот с другой стороны, введение коэффициента «0,54» с точки зрения «чистой юриспруденции» ухудшало положение силовых пенсионеров, а, следовательно, являлось незаконным. Особо инициативные пенсионеры уже согласовывают тексты исков, однако до конечного результата еще далеко. Но пенсионеры-силовики, вооруженные знанием законодательства – сила, пострашнее атомного оружия.

Достаточно вспомнить эпопею, когда российские ветераны армии отстояли свое право на увеличение пенсий после перерасчета в конце 1990-х. Сначала в судах были одержаны первые редкие победы, потом поток положительных судебных исков увеличился, потом в суды в защиту прав военных пенсионеров начала обращаться уже и прокуратура, а кончилась вся история президентским указом, который закрепил сложившуюся судебную практику уже для всех военных пенсионеров, даже для тех, которые сидели как сверчки на шестках и не помышляли о юридических сражениях.

Ложкой меда, которая должна была подсластить введение коэффициента «0,54» должно было стать ежегодное увеличение его на 2%, что через двадцать три года должно было привести к его полному исчезновению. Кроме того, в федеральном законодательстве, определяющем величину должностных окладов, было заложено правило ежегодного пересмотра окладов с учетом величины инфляции. Пожалуй, изменение зарплаты служивых людей впервые в истории России было привязано к такому важному экономическому показателю, как инфляция. Впрочем, сам механизм такого пересмотра и величина повышения окладов пока еще не известна, так как этот процесс должен пройти только по итогам 2013 года.

Ну а пока сотрудники ФСИН, ФСБ, ФТС, МЧС, СВР, ФСКН еще только ждут января следующего года и новой большой зарплаты, пенсионеры этих ведомств уже пользуются плодами реформы денежного довольствия. Дело в том, что для всех без исключения пенсионеров военной службы и ветеранов силовых ведомств расчет пенсий с 1 января 2012 года уже производится исходя из новых окладов для соответствующих ведомств. Так что и действующие таможенники, разведчики, надзиратели в принципе уже знают, сколько они будут получать с 1 января 2013 года.

Сразу оговоримся, что речь идет о минимально гарантированной сумме, поскольку величина премий, распределяемых непосредственно самим ведомством, рассчитывается самим руководством соответствующего органа исполнительной власти. Так, сотрудники таможни, на сегодняшний момент получающие заработную плату по старой схеме, имеют дополнительно к чисто федеральной гарантированной заработной плате еще один должностной оклад от руководителя Федеральной таможенной службы (в дополнение к «президентскому» окладу) и дополнительную ежеквартальную премию – так называемую «систему материального стимулирования», рассчитываемую по сложной формуле в зависимости от выполнения конкретными таможнями плановых показателей по сбору пошлин. Аналогичные «плюшки» имеются и в ряде других ведомств. Сохранятся ли они или нет при переходе к новой системе оплаты труда – пока не известно.

Автор: Вениамин Сергеев