Бесстыдные военно-пенсионные новации

Военно-пенсионные новацииТеперь уже предельно ясно, что главным тормозом нормального финансирования Вооруженных сил РФ был отправленный недавно в отставку первый вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он и сам этого не скрывает: «На протяжении нескольких месяцев, несмотря на мои многочисленные возражения, в сфере бюджетной политики принимались решения, без сомнения увеличивающие риски исполнения боджета. А бюджетные риски, связанные прежде всего с завышенными обязательствами в оборонном секторе и социальной сфере, неминуемо распространились бы на всю национальную экономику».

Так что два основных вектора противодействия Минфина преобразованиям в армии соединились в единый, особенно сильный удар по планам повышения денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих. Видимо, поэтому заявленные поначалу уровни будущих выплат военным с 1 января 2012 года заметно снизились в ходе их обсуждения в Межведомственной рабочей группе и Госдуме.

А все критические замечания о недостаточности намечаемых мер для восстановления достойного социального статуса военнослужащих вообще были проигнорированы – откуда бы они ни поступали.

Сейчас, казалось бы, тормоз «отпущен» и появилась реальная возможность исправить положение. На стратегическом учении «Центр-2011» Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев как бы вдогонку уволенному министру финансов продекларировал, что Россия – не «банановая республика» и расходы на оборону в стране будут высшим приоритетом государства. Назвав революцией переход к новой системе денежного довольствия в Вооруженных силах, президент обозначил ее как наиважнейшую статью бюджетных расходов на будущий год. Однако… не попытался даже подвергнуть сомнению параметры будущих выплат военнослужащим, продавленные ранее Минфином, ни словом не обмолвился об их возможном пересмотре в сторону повышения. И вовсе не упомянул Медведев о запланированном весьма скромном повышении военных пенсий.

За него это сделал премьер-министр Владимир Путин. На днях он в который уже раз констатировал, что военные пенсии, как и намечалось, увеличатся в среднем в 1,5 раза. Хотя мы все помним, как с началом обсуждения данной проблемы из уст высших госчиновников звучал средний показатель – 1,7 раза, а ветеранское сообщество настоятельно требовало увеличения пенсии не менее чем в два раза. Нет, премьер непоколебим. Получается, в руководстве государства достигнут полный консенсус по тем параметрам оплаты воинского труда и пенсионного обеспечения, которые навязал Кудрин. Не означает ли это, что случившийся вроде бы спор между ним и Верховным главнокомандующим о размерах расходов на оборону не более чем демонстрационное прикрытие давно решенного вопроса? Вопроса о том, где должно быть место военнослужащих и военных пенсионеров на социальной лестнице российского общества.

НАРУШАЮТСЯ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Сложившаяся ситуация заставляет нас снова взглянуть предельно критически на проекты федеральных законов № 556556-5 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и № 556510-5 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Представленные правительством РФ еще летом, при Кудрине, они были быстренько приняты Государственной Думой в первом чтении. Фактически в том виде, в каком требовал Минфин. С того момента и по сегодняшний день председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин неустанно повторяет: «Принятие этих законопроектов имеет прорывное значение для материального и социального положения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей». Он всячески дает понять общественности, что так же гладко, без каких-либо принципиальных поправок и желательно побыстрее нужно пропустить данные законопроекты через последующие чтения.

Остается единственная надежда – на президента, чье прямое вмешательство только и может теперь что-то существенно изменить. Быть может, Дмитрий Медведев все же захочет доказать делом, что его принципиальность по отношению к Алексею Кудрину – не декорация, а заявление о приоритетности расходов на социальные нужды военных – не пустой звук.

Напомним, именно президент сказал «а» – денежное довольствие лейтенанта должно составлять 50 тыс. рублей. Хотя мог назвать и другую цифру. Уж не знаем, как в его уста попала эта относительно неплохая для наших времен цифра, которая стала исходной для всех последующих расчетов. Но уверены, что размеры денежного довольствия всех остальных воинских чинов – от рядового (матроса) до маршала РФ – должны быть зафиксированы в самом законе. Необязательно в конкретных рублевых суммах, но непременно в строгой привязке к какой-либо постоянно применяемой и для всех понятной экономической величине – например, к средней зарплате по стране. Причем так, чтобы было сразу видно: военная служба как особый вид государственной службы на всех без исключения должностях вознаграждается материально тоже по-особенному. Пока же ничего подобного нет. Опубликованные в СМИ величины окладов, взятые якобы из некой пояснительной записки к законопроектам, на практике могут обернуться какими угодно значениями.

Сказать «б» в разработке новой системы денежного довольствия военнослужащих и пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, было поручено правительству РФ. И оно поручение выполнило так, как было удобнее для него. С возможностью пересматривать размеры военных окладов и пенсий по усмотрению чиновников. Фактически в предлагаемую новую систему заведомо закладывается нарушение конституционных прав военнослужащих. Ведь в пункте 3 статьи 37 Конституции РФ (1993 г.) записано: «Каждый имеет право… на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда…» А в пункте 2 статьи 55 значится: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Мы же наблюдаем настойчивое протаскивание законопроектов, предполагающих и откровенную дискриминацию, и отмену установленных правил учета выслуги лет, и фактическую ликвидацию ряда положений закона «О статусе военнослужащих» (1998 г.), дававшего гарантии правовой и социальной защиты служивым. Все это, повторим, собираются отдать на откуп правительству, высокопоставленным чиновникам, сделав нормы закона предельно размытыми и приспособленными к самому широкому толкованию.

И еще хотелось бы заметить, что после того как законопроекты станут законами, доказывать их неправомерность в Конституционном суде РФ будет делом очень трудным и долгим. Поэтому лучше бы разрешить все их противоречия с Конституцией РФ на стадии обсуждения.

БЕССТЫДНЫЕ НОВАЦИИ

Итак, каковы наиболее явные недостатки прежде всего проекта Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»?

Почему в нем предлагается, чтобы военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получали только оклад по воинской должности (ОВД), но не получали оклад по воинскому званию (ОВЗ)? Почему перечень дополнительных выплат для военнослужащих, проходящих службу по призыву, не включен в проект закона? Почему в проекте закона не указано, что совокупность ОВД (или ОВД и ОВЗ) и дополнительных выплат у этих военнослужащих не должна быть меньше минимального размера оплаты труда? В нарушение статей 37 и 55 Конституции РФ законопроект предполагает при назначении вознаграждения за ратный труд дискриминацию военнослужащих, проходящих службу по призыву, по способу комплектования Вооруженных сил, а также умаляет права человека и гражданина в части размера денежного довольствия.

Не вызывает никаких сомнений, что военнослужащий-призывник после завершения курса подготовки в учебной части (здесь он мог бы получать стипендию как студент среднего специального учебного заведения) и допуска к самостоятельному исполнению должности выполняет точно такие же обязанности, что и военнослужащий-контрактник, проходящий службу на аналогичной должности. Следовательно, у них с этого момента должны быть одинаковые оклады как по воинской должности (ОВД), так и по воинскому званию (ОВЗ), а также аналогичные дополнительные выплаты (за исключением разве надбавки за выслугу лет). Пусть такое денежное довольствие военнослужащий-призывник будет получать лишь в течение нескольких месяцев, но будут соблюдены справедливость и законность. Думается, такой подход повысил бы также привлекательность для молодежи военной службы по призыву, а еще, возможно, заинтересовал бы призванных солдат в ускорении и повышении качества освоения программы обучения в учебных частях.

Кстати, противоречит пункту 2 статьи 55 Конституции РФ и новация законопроекта, которая касается установленных дополнительных выплат тем, кто служит уже по контракту, – и солдатам (матросам), и сержантам (старшинам), и офицерам. Речь идет об уменьшении максимальной величины процентной надбавки за выслугу лет с 75% (по действующему закону «О статусе военнослужащих») до 40% (по обсуждаемому законопроекту). Однако дело не только в этом. Неправомерным представляется и сохранение норм действующего постановления правительства РФ от 14 июля 2000 г. № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», поскольку оно ограничивает дальнейший рост этой надбавки после 25 лет службы. При нормальном прохождении службы такой момент наступает для офицера около 43 лет, а это означает, что в зависимости от воинского звания офицер еще 10, 20, 30 лет с точки зрения роста выслуги лет служит «бесплатно», и пенсия у него из-за этого меньше, чем могла бы быть. Разве это не лишает военнослужащего права в течение всего срока службы получать равное вознаграждение за равный (или даже более трудный и ответственный труд во время второй половины срока службы). До 43-х зарабатывал проценты выслуги за каждые 5–10 лет службы, а после 43-х лишился такого заработка. Это – чистая дискриминация по возрасту в оплате воинского труда.

К этой же категории нарушения Конституции РФ, граничащей с издевательством над военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей относится и «новация» законопроекта, прописанная в его статье 4:

«В случае уменьшения ежемесячного денежного довольствия военнослужащих и пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, за этими военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей сохраняются размеры денежного довольствия и пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, до приобретения ими права на более высокие размеры денежного довольствия и пенсий на условиях, установленных настоящих Федеральным законом».

Как же вам не стыдно, господа Путин, Кудрин, Сердюков, Грызлов, Заварзин и другие депутаты Госдумы?! Закон, представленный правительством РФ в Государственную Думу РФ и принятый ею в первом чтении, направленный якобы на повышение денежного довольствия и пенсий, оказывается, допускает их уменьшение. Пусть не для всех получателей этих выплат, но ведь предусматривает… И разве конституционный запрет на издание законов, умаляющих права и свободы россиян, для вас не является обязательным к соблюдению?

ПООЩРЕНИЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

О дополнительных выплатах вообще хотелось бы поговорить особо.

Сомнительной представляется необходимость выплачивать надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Почему же эту обязанность – одну из десятков обязанностей, возложенных на военнослужащих Уставом внутренней службы Вооруженных сил РФ – предлагается вознаграждать, а другие (скажем, беспрекословное выполнение приказов командиров и начальников, сбережение военного имущества, соблюдение правил ношения военной формы одежды и т.п.) вознаграждения не удостаиваются?

То же самое можно сказать о премии за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы. Для пояснения нашего отношения к этой надбавке приведем выдержку из приказа наркома обороны СССР от 10.10.1942 г. № 348, с которым трудно не согласиться. Приказ этот, правда, касался социалистического соревнования в ходе Великой Отечественной войны, но по своей направленности он может быть спроецирован и на указанные премии. Вот эта выдержка:

«Опыт показал, что в Красной Армии, где вся жизнь и боевая деятельность каждого военнослужащего регулируются уставами, наставлениями и приказами… бойцы и командиры соревнуются на выполнение приказов, на содержание в чистоте и сохранности боевой техники, на соблюдение воинской дисциплины и уставов. То, что должно выполняться в порядке воинского долга, подменяется добровольными самообязательствами… Все это не способствует укреплению порядка и дисциплины в войсках… Приказываю: …соревнование прекратить».

Не лучше ли включить эту премию и надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в ОВД и ОВЗ военнослужащих в соответствующей пропорции? Нельзя? Могут вырасти пенсии у граждан, уволенных с военной службы? Не вырастут, вы же, названные выше господа, введете к ним нужный понижающий коэффициент.

Что касается ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, по нашему мнению, ее следует преобразовать в единовременную премию, которую можно было бы выплачивать военнослужащим за каждое действительно особое (выдающееся) достижение.

Хотелось бы также знать, почему в проекте закона не предусмотрено приближение денежного довольствия государственных военных служащих к денежному содержанию государственных (федеральных) гражданских служащих? Почему не рассматривается вполне оправданное его превышение у военных? Помнится, в 2002 году, когда вводилась ныне действующая система денежного довольствия государственных военных служащих, речь шла о том, что их денежное довольствие должно быть на 15–20% больше денежного содержания государственных (федеральных) гражданских служащих – на соответствующих по уровню должностях. Но сегодня часто говорят, что повышенные в январе заработки военных будут больше средней зарплаты по экономике. Должны напомнить, что понятия «денежное довольствие военнослужащих» и «денежное содержание гражданских служащих» являются синонимами.

ПЕНСИОННОЕ УНИЖЕНИЕ

А теперь о военных пенсиях, то есть о соответствующих положениях проекта Федерального закона «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Представляется чрезвычайным происшествием, не укладывается в голове, аморально по своей сути предлагаемое этим законопроектом введение понижающего коэффициента 0,54 к военной пенсии, начисляемой военнослужащему на момент его увольнения в запас (отставку). И только затем, когда уволившийся условно станет «гражданином пенсионером» (нельзя безусловно считать пенсионером того, кто не получает заслуженное полностью), обещано постепенно доводить эту урезанную пенсию до 100% путем ее ежегодного повышения на 2%. Тут к месту опять привести пункт 2 статьи 55 Конституции РФ: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Кроме того, выше говорилось также о покушении на процентную надбавку за выслугу лет, которую планируется уменьшить с 75% до 40% и которая тоже входит в расчет пенсии.

Как можно объяснить гражданину, уволенному на пенсию по достижению предельного возраста нахождения на военной службе, что он, оказывается, еще не заработал установленную законом полную пенсию, равную 50–85% от части денежного довольствия, назначенного для исчисления пенсии, и должен ее «зарабатывать» в течение еще 23 лет, пребывая в запасе и отставке? Как можно объяснить этому гражданину такую ситуацию, что он, выслужив установленное количество лет, не только не заработал полную пенсию, но еще, оказывается, «задолжал» государству, и поэтому его пенсия в январе 2012-го может стать меньше, чем была в декабре 2011 года? Как объяснить 85-летнему участнику Великой Отечественной войны, уволенному с военной службы 30–35 лет тому назад, что теперь для «заработка» полной военной пенсии ему надо прожить до 108 лет?

Но эту «новацию», на наш взгляд, нужно не объяснять, а однозначно отменять! Фактически понижающий коэффициент и повышающие проценты – это противозаконное, противоправное увеличение пенсионного возраста для военнослужащих на 23 года!

И еще. Военнослужащие, действующие и находящиеся в запасе или отставке, – это единое сообщество. Но в голову закрадывается нехорошая мысль о том, что планируемое издевательство над военными пенсионерами носит политический характер. Не имеет ли оно целью вбить клин между ними и действующими военнослужащими, нарушить их единство, разделить их на «российских» и «советских»? Если это так, то задумавшим такое действо нужно помнить о бумеранге.

Кто дал право правительству даже предлагать такой закон, а Госдуме принимать его к рассмотрению? Почему осмелилось на такие действия правительство РФ и почему не пресек его действия гарант Конституции – президент России?

Хотелось бы знать, почему проект закона не предусматривает в отношении военных пенсионеров реализацию нормы, установленной Международной организацией труда, определившей, что трудовая пенсия должна составлять 40–60% от получаемого работником полного заработка. Помнится, председатель совета Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил РФ генерал армии Михаил Моисеев заявлял: «Данную правовую норму государство обязано соблюдать». Но голос ветеранов, видимо, для властей предержащих абсолютно безразличен. Иначе они не рискнули бы протаскивать законопроекты, низводящие пенсии военных до удручающе низких величин.

ОТГОВОРКИ УЖЕ НЕ ПРОЙДУТ

Известно, что Стратегией социального развития Вооруженных сил (2008 г.) предусматривалось в 2012-м повысить среднюю пенсию военных пенсионеров до 26,3 тыс. руб. путем доведения до 65% ее доли в общем денежном довольствии военнослужащих. Но в случае принятия рассматриваемых законопроектов получается вот что: средняя военная пенсия достигнет 17 тыс. рублей, а ее доля от денежного довольствия военнослужащих – 22%. Кстати, года три-четыре тому назад у авторов данной статьи эта доля достигала хотя бы 27%...

Предвидим возражение: зато будут почти достигнуты намеченные Стратегией размеры денежного довольствия военнослужащих – 40,4 тыс. руб. у солдата и сержанта по контракту; 56,3 тыс. руб. у командира взвода, лейтенанта; 122,9 тыс. руб. у командира полка, полковника. Ну, всего-то по 10–20 процентов не дотянули…

Но решение показанных выше задач Стратегии социального развития ВС РФ имело целью одновременное и справедливое повышение благосостояния всего военного сообщества. Так неужели выплата более или менее приличного денежного довольствия военнослужащим может быть обеспечена государством только путем, мягко выражаясь, «относительного ощипывания» военных пенсионеров? И неужели положение в стране сегодня настолько плохо, что имеется необходимость повторять печально известный опыт 1995 года, когда правительство намеренно обмануло военных пенсионеров, повысив оклады военнослужащих и не увеличив в соответствии с действовавшим законом пенсии гражданам, уволенным со службы.

Мы убеждены, правительство РФ и Федеральное собрание обязаны сохранить действующую систему начисления пенсий гражданам, уволенным с военной службы. У исполнительной власти нет оснований для заявлений о нехватке денег на эти цели. Просто правительству надо лучше считать потребность в деньгах, требующихся для проведения тех или иных мероприятий (еще на слуху история с нехваткой средств на оказание гражданам России высокотехнологичных медицинских услуг). Нужно также создать условия для того, чтобы взять недостающие деньги у тех, кто в них купается и скрывает свои истинные доходы, но не стыдится демонстрировать безумные расходы. Идея перераспределения сверхдоходов на социальные нужды приобретает все большую популярность у российских граждан. И уж поверьте, она поддерживается абсолютным большинством пенсионеров.

Несмотря на все названные выше недостатки рассматриваемого законопроекта, в нем все же предполагается один положительный шаг. Им хоть и незначительно, но предусматривается повышение пенсий нам – военным пенсионерам, то есть гражданам, уволенным с военной службы. Но остались обойденными вниманием наши боевые подруги, которые шагали вместе с нами по дорогам военной службы, растили наших детей, переживали длительные разлуки, теряли здоровье из-за переживаний за наши жизни, всегда были нашим прочным морально-нравственным тылом при выполнении нами задач, поставленных командованием. Думается, было бы справедливым существенно увеличить для них размер пенсии по случаю потери кормильца, установленный статьей 36 Федерального закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, …и их семей», а также предоставить им возможность получения при этом вторых – трудовых, социальных – пенсий.

Наконец, о президентской доплате к пенсиям граждан, уволенных с военной службы. Имеются в виду те самые 240 рублей, которые год назад были увеличены до 1000 рублей. Было бы правильным в новом законе придать этой доплате постоянный статус или надбавки, или увеличения, или повышения пенсии, как это принято в Федеральном законе № 4468-1, чтобы эта тысяча индексировалась одновременно с пенсией. Тогда пенсионеры не возмущались бы, что величина президентской доплаты отстает от подорожания жизни.

И один вопрос требует пояснения. В абзаце 1 пункта 4 статьи 6 рассматриваемого проекта закона говорится, что военные пенсии с 1 января 2012 года должны быть пересмотрены. Это понятно. Но в абзаце 2 пункта 4 статьи 6 рассматриваемого проекта закона сказано: «При пересмотре указанных пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных в соответствии с Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а также оклад по воинской должности». Аналогичная формулировка по этому поводу дается и в пункте 5 этой статьи.

Означает ли это, что ежемесячная надбавка будет учитываться и рассчитываться только от ОВЗ? Что это – очередная атака на права граждан, уволенных с военной службы, умаление их прав или просто неудачная формулировка?

НЕ ДОПУСТИТЬ ОШИБОК

Мы не пытаемся отрицать, что необходимость обоих законов давно назрела. Все военнослужащие – и действующие, и находящиеся на пенсии – ожидают их с душевным трепетом. Однако принятие данных законов, особенно в части, касающейся порядка расчета военных пенсий, должно быть предварено тщательной доработкой. Им нужно придать справедливое содержание, исключить из них раскольнические и издевательские положения, привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, устранив противоречия и недостатки, перечисленные выше.

Для этого придется, наверное, найти формулу, позволяющую в пределах выделенных бюджетных средств ввести в действие справедливые правовые механизмы и нормативы. Но если потребуется, очень важно найти и дополнительные источники финансирования, чтобы законодательные акты, рассчитанные на многие-многие годы, сразу заработали в пристойном виде. Чтобы изначально не создали такую систему, которая будет десятилетиями подвергать военнослужащих дискриминации.

Об авторах: Зубков Радий Анатольевич - контр-адмирал в отставке.

Владыкин Олег Юрьевич - заместитель ответственного редактора "НВО", полковник запаса.