Автозапчасти. Не нарвись на подделку

Опытные, тертые автолюбители соврать не дадут: авторынки и магазины буквально завалены поддельными запчастями. Не нарваться на подделку - сложно. Но можно.

Рано или поздно каждому из нас приходится раскошеливаться на запчасти для своей "ласточки". С одной стороны, нынче проблем с выбором нет в принципе - предложение сильно превышает спрос. Но с другой - риск нарваться на подделку очень и очень велик. Ну так куда же пойти: в магазин или на авторынок? Чему отдать предпочтение: отечественному производителю или лучше купить аналог, произведенный за рубежом?

Насколько за последние лет десять изменилась ситуация на рынке запчастей? Да кардинально! В темные "времена социализма" безоговорочный бал правил дефицит. За запчастями выстраивались огромные очереди. И иногда дело даже до драк доходило. Сегодня же все с точностью до наоборот. Купить - не проблема. Гораздо труднее продать. Это понимают и продавцы, и производители. Поэтому все их действия направлены в одну степь: на привлечение клиента.

Ребята эти работают в условиях жесточайшей конкуренции: сейчас магазинов запчастей, наверное, больше, чем булочных. Цены на продукцию настолько выровнялись, что их разброс очень незначителен - в пределах 10%. Поэтому, пожалуй, единственное, что может заинтересовать потребителя, - наличие большого ассортимента, а значит - выбора. Так что если возникает проблема, для него более важно не искать необходимую деталь, путешествуя по небольшим торговым точкам, а просто прийти в магазин, где он найдет все, что нужно, разом и без беготни.

Кроме того, очень важен сервис. Ведь в принципе алгоритм собственно покупки довольно прост. Однако когда покупатель приходит в магазин, ему может потребоваться консультация: надо помочь найти запчасть среди выставленного в витринах. Кроме того, на прилавках, как правило, находятся аналогичные детали от других производителей, а значит, помочь сделать верный выбор. Вся эта процедура не должна отнимать много времени.

Стоит уделить отдельное внимание качеству товара. Если раньше надпись "Сделано в Тольятти" говорила о высоком качестве изделия и была основным критерием, которым руководствовалось подавляющее большинство автомобилистов при покупке, то теперь продукция волжского завода борется за потребителя наравне со всеми. Причем это не значит, что на ВАЗе стали выпускать плохие запчасти. Дело в том, что за последнее время на рынок вышло довольно большое количество заводов, в том числе и оборонных, выпускающих продукцию, по качеству не уступающую тольяттинской. Кроме того, на этих предприятиях осталось очень много умных людей, оказавшихся, по сути, не у дел. Благодаря им заводы в процессе производства какой-либо определенной детали имеют возможность вносить изменения и усовершенствования. Были даже случаи, когда на этом деле защищали патенты. В результате сложилось так, что на ВАЗе отказались от выпуска некоторых запчастей и устанавливают на автомобили аналоги, изготовляемые этими производителями. Поэтому сейчас не принципиально, кому покупатель отдаст предпочтение. Да и в цене эти изделия практически не различаются.

Среди российских производителей есть фирмы, выпускающие очень качественную продукцию, при том что и иностранцы поставляют на российский рынок не менее хорошие изделия. Так что однозначно сказать: "Берите запчасти иностранного производства или покупайте только российские", нельзя. Здесь надо рассматривать каждую конкретную деталь отдельно.

Зарубежные компании уделяют гораздо большее внимание контролю за качеством. Но и среди их продукции попадаются некачественные детали. И если брак подтверждается - заводы беспрекословно забирают всю партию назад. Отечественные производители не так легко признают свою вину. Труднее всего, как утверждают региональные дилеры, бывает работать с ВАЗом. Как правило, завод ничего обратно не принимает. Судиться с ним тоже бесполезно. Так что бракованные детали приходится просто выбрасывать. С остальными заводами работать гораздо проще. Обычно они без проблем меняют бракованные детали.

В любой среднестатистической фирме, торгующей запчастями известных производителей, ежегодно списывается около 5% от всего ассортимента. Это очень хороший показатель. Кроме того, в эту величину входит не только заводской брак. Также сюда включены товары, испорченные при хранении на складах.

Как поменять бракованный товар или вернуть за него уплаченные деньги?

В принципе, эта процедура характерна для любого продавца: покупатель приносит изделие и чек в магазин, там составляется акт приемки, и если заводской брак очевиден - запчасть должны поменять без разговоров. Во всех остальных случаях, согласно законодательству, у фирмы-продавца есть 21 день на выяснение причин. За это время проводится диагностика детали. И если выясняется, что виноват производитель, ее заменят. Бывают случаи, когда после проведенной проверки выясняется, что запчасть вышла из строя в процессе эксплуатации после неправильной установки. В общем, по вине самого покупателя. Тогда продавец, как правило, в замене отказывает.