Как и где застраховать автомобиль

Когда-то, принимая в работу дело по суду с очередной страховой компанией, я произнес экспромтом фразу: «Страхование в России – это узаконенная форма мошенничества». Ибо уже имелось множество статистической информации, когда страховые компании занимались тем, что в народе принято называть «кидняк».

Т.е. просто тупое и ничем не обоснованное невыполнение собственных обязательств.

И речь не идет о каких-то преступных группах, умудрившихся за взятки получить страховую лицензию, а речь идет о страховом бизнесе в РФ как таковом! Не исключая компании первой десятки рейтинга надежности.

Недавно у меня самого произошло ДТП. При движении моего автомобиля по главной дороге со второстепенной дороги в левый борт моей машины «прилетел» другой автомобиль на скорости 50-60 км/ч. Виновность его очевидна и адекватно отображена в протоколе о ДТП, как, соответственно, и моя невиновность. Кажется, раз все очевидно, то надо просто подождать страхового возмещения и все? А нет, все не так….

Мой автомобиль (LAND-ROVER DISCOVERI 3) получил повреждения под замену двух дверей, стойки, порога, ну еще и по мелочи массу всего. Сервисом восстановительные работы оценены в 290000 руб. Приглашенный автоэксперт выдал заключение на ущерб в размере 275000 руб. Калькуляция дилера на восстановление оказалась около 400000 руб. А знаете, в каком размере данный ущерб оплатила страховая компания? Держитесь крепче – 17800 руб.! Это не опечатка – правда, семнадцать тысяч с хвостиком. Причем я говорю сейчас о компании, входящей в высшую пятерку рейтинга.

Произошедшее – не единственный случай, а система. Конечно, есть счастливцы, у которых баланс взаимоотношений со страховыми компаниями положительный, но на общую картину это никак не влияет. В России все страховые компании работают не для клиента, с целью минимизации его рисков (для чего они, собственно говоря, и предназначены), а как гигантские денежные насосы, занимающиеся откачкой денег из карманов миллионов людей в карманы очень немногих.

Если же вернуться к данному случаю, то в личной беседе не самый последний сотрудник этой страховой компании поведал (благо мы лично знакомы), что им сверху спущено распоряжение: ни по каким страховым случаям не платить более 17000 рублей. Ни по каким! Типа конец года, а за год выплат было больше расчетного, а это плохо влияет на доходность.

Сразу вспомнился клиент, которому при похожих обстоятельствах в страховой компании объяснили (цитата): «…Если вы не согласны с выплатой – идите в суд. Но имейте в виду, что вам придется нанимать юристов, экспертов, а это траты, а у нас юр.отдел 20 человек, которые занимаются только этим. А как сделать так, чтобы суд продлился лет пять, они очень хорошо знают, и в течении всего этого времени вы с машиной ничего сделать не сможете. Да и суд у нас прикормленный…». Если бы сам лично не слышал данную диктофонную запись – не поверил бы.

Включив телевизор, не важно на каком канале, скорее всего не получится не увидеть очередной рекламный ролик «самой надежной», «самой честной», «самой удобной» или какой еще страховой компании, но мало кто задумывается о многомиллиардных бюджетах создания подобных рекламных кампаний. Много-много денег они тратят для чего? Правильно, для «зарабатывания» еще больших денег, и честная выплата по страховому случаю в этот бизнес-алгоритм явно не входит – для нее просто не остается места. Реклама, еще реклама, налоги, откаты, черные зарплаты руководству, белые зарплаты руководству и всем остальным, аренда и прочее – это важнее, ибо это влияет как на благосостояние людей этот бизнес затеявших, так и на существование самой компании. А вот платить по обязательствам – зачем? Любой негативный отзыв массированная реклама все равно перекричит и перекроет. Причем абсолютно неважно о каком страховании говорить: ОСАГО, КАСКО или какое иное – подход компании будет один и тот же.

Как же такое может быть? А запросто! Для этого каждая страховая компания (как ни странно, компании с государственным участием не исключение) окружает себя юрлицами так называемого буферного обвеса. Это фирмы-оценщики, которые «правильно» посчитают любой ущерб; фирмы-автосервисы, которые по направлению страховой компании быстро и плохо, но в четыре раза дороже среднерыночной цены, починят пострадавший автомобиль, а разницу в цене «откатят» обратно в страховую компанию; это специальные юридические фирмы, готовые годами мурыжить, казалось бы, простые и понятные судебные дела, причем за цену, как будто они откомандировывают своих сотрудников в суд на Луну, и множество еще всяких разных компашек.

Как правило, средний буферный обвес одной страховой компании насчитывает от 20 до 150 таких вот «прикормленных» структур. И цель их существования одна и очевидна.

Справедливости ради надо заметить, что на небольшие страховые выплаты компании, как правило, идут, ведь это полезно для ежегодных отчетов и статистики.

Как же и где же страховать автомобиль? А без разницы, просто надо понимать со старта, что страхование в РФ вообще и автострахование в частности – это игра, правила которой могут быть изменены в любой момент и не вами, но точно не в вашу пользу.

Сергей Казиник