Личная карточка охранника

Личная карточка охранникаЛичная карточка охранника – документ, подтверждающий факт трудоустройства частного охранника в частную охранную организацию по трудовому договору в качестве работника, но не более того!

Справка.

Для получения профессии частного охранника и трудоустройства по профессии рабочего «охранник 4-6-го разрядов» требуется:

1) пройти платную первоначальную профессиональную подготовку по программам подготовки: охранника 4-го разряда (с применением специальных средств) – время обучения 98 часов (0,5 месяца); 5-го разряда (с применением специальных средств и гражданского оружия) – 174 часа (1 месяц); 6-го разряда (с применением специальных средств, гражданского и служебного оружия) – 266 часов (1,5 месяца);

2) сдать квалификационный экзамен комиссии органов внутренних дел с присвоением квалификации «охранник 4-6-го разряда» в период не более 30 дней (при этом выучить 235-330 вопросов, ответить на 7-10 вопросов в билете с количеством неправильных ответов 2-1 соответственно);

3) сдать документы и получить удостоверение частного охранника, срок изготовления - 20 рабочих дней (с продлением до 10 дней), срок действия удостоверения – 5 лет;

4) получить личную карточку охранника, срок - 5-10 рабочих дней;

5) ежегодно для охранников всех разрядов сдать периодическую проверку и подтвердить квалификацию (330 вопросов);

6) пройти медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника (ежегодно для охранников всех разрядов);

7) пройти повышение квалификации по программе для частного охранника (72 часа, 9 рабочих дней) для продления срока действия удостоверения частного охранника (один раз в 5 лет).

Для устройства на работу частному охраннику 6-го разряда требуется несколько месяцев. Периодические проверки на пригодность к действиям в условиях применения спецсредств и оружия (аттестация) проводятся ежегодно, повышение квалификации - один раз в пять лет. Для сравнения: аттестация сотрудников полиции проводится один раз в четыре года путем заслушивания (собеседования с аттестуемым).

Проблема №1. О личных карточках частных охранников

Федеральным законом от 22.12.2008г. №272-ФЗ на органы внутренних дел возложены функции по выдаче личных карточек охранника, которые ранее по утвержденным лицензирующими органами образцам нагрудных карточек (беджам) выдавались принятым на работу охранникам руководителями частных охранных организаций (работодателями).

Федеральным законом от 7.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции включена выдача удостоверения частного охранника (подтверждающего статус частного охранника) и не включена обязанность по выдаче личной карточки охранника (не подтверждающей статуса частного охранника), при этом п.2 ст.12 Закона предусмотрено: «2. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон».

Передача функций выдачи личной карточки охранника органам внутренних дел:

а) привела к многочисленным нарушениям трудовых прав охранников, которые, устроившись на работу, длительное время ожидают выдачи карточек без исполнения трудовых функций с вынужденными простоями;

б) выдача полицией личной карточки охранника на практике является бюрократическим дублированием документов работодателя по трудоустройству, не подтверждает статус охранника, не влияет на уровень безопасности охраняемых объектов, охраняемых общественных отношений;

в) данная функция является несвойственной для органов внутренних дел, требует значительных штатов и материальных затрат, недостаточно определенный порядок предоставления данной государственной услуги может способствовать использованию коррупционных схем при ее исполнении.

Обоснования

I. Федеральным законом от 22.12.2008г. №272-ФЗ в ст.12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» были внесены изменения, в частности «Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел».

При этом в ст.1.1 «Основные понятия» дано понятие удостоверения частного охранника: «Удостоверение частного охранника – документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг» и не дано понятия «личная карточка», а ее наличие либо отсутствие ни коим образом не должно оказывать влияние на своевременное выполнение работниками своих обязательств по трудовому договору между работником и работодателем

До указанного времени образец нагрудной карточки (беджа) частного охранника согласовывался с лицензирующим органом по представлению частной охранной организации. Карточки (оформленные по образцу) выдавались охранникам за подписью руководителя организации (не полиции) для ношения на специальной форменной одежде при исполнении трудовых обязанностей.

2. Приказом МВД РФ от 15.08.2011г. №941 была утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по выдаче личной карточки охранника (приложение №4 к приказу МВД России от 19.06.2006г. №447).

Данный приказ утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 28.05.2012 года №543, утвердившего Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по приему квалификационного экзамена у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников (приложение №1).

3. Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче и продлению срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, оформлению, переоформлению, выдаче документа (его дубликата), подтверждающего наличие лицензии, в редакции приказа МВД России от 30.12.2014г. №1149 порядок выдачи личных карточек охранника не определен.

В настоящее время выдача личных карточек охранника осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче и продлению срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, оформлению, переоформлению, выдаче документа (его дубликата), подтверждающего наличие лицензии (приложение №2 к приказу МВД России от 29.09.2011г. №1039 в ред. приказа МВД России от 29.03.2013г. №171), которым, в частности, предусмотрено:

Пункт 9.5. «…Одновременно с подачей заявления о выдаче лицензии заявитель вправе подать заявление о выдаче личной карточки охранника (приложение №5 к Административному регламенту) лицам, принятым в штат организации. В случае трудоустройства частного охранника в нескольких частных охранных организациях личная карточка выдается в каждой частной охранной организации, где он работает. В случае если гражданин получает удостоверение частного охранника по месту нахождения лицензионного дела данной организации, заявление о выдаче личной карточки может быть подано одновременно с подачей документов о выдаче удостоверения. В этом случае удостоверение частного охранника и личная карточка выдаются одновременно».

Примечания

1. До получения личной карточки охранника он должен быть трудоустроен по профессии охранника соответствующего разряда при наличии статуса частного охранника.

2. Срок оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности, соответственно и личной карточки, составляет до 45 дней (пункт 7 приложение №2 к приказу МВД России от 29.09.2011г. №1039), лицензия выдается сроком на 5 лет.

3. Срок выдачи удостоверения, соответственно и личной карточки, – 20 рабочих дней (с правом продления не более чем на 10 рабочих дней), удостоверение выдается сроком на 5 лет.

Вывод. С учетом положений статьи 12 Закона №2487-1 о том, что «обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел», трудоустроенный охранник не может работать (осуществлять охранные функции и вынужден простаивать) соответственно 45 и 20 (до 30) рабочих дней.

Пункт 9.9. «Для получения личной карточки работник организации, уже имеющий лицензию, руководитель (представитель) организации подает заявление (приложение №5 к Административному регламенту) в орган внутренних дел, в котором находится лицензионное дело данной организации. В этом случае личная карточка оформляется в день приема заявления и соответствующих документов. При невозможности выдачи личной карточки руководителю (представителю) частной охранной организации выдается отрывной талон о приеме документов, в котором указывается наименование частной охранной организации, фамилия, имя и отчество частного охранника, номер его удостоверения, дата получения личной карточки. Срок оформления личной карточки не должен превышать 5 рабочих дней».

Примечания

1. Организовать оформление личной карточки в дни приема, как правило, не представляется возможным по следующим причинам:

– прием посетителей в подразделениях лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России осуществляется 2 раза в неделю (и один раз в месяц в выходной день);

– «сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы, отвечающий за прием документов, в часы приема, как правило, не должен отвлекаться на исполнение иных служебных обязанностей» (пункт 15), в частности осуществлять проверку изложенных в документах сведений, отлучаться для подписи у руководителя каждой карточки и проставления печати;

- заявление и документы принимаются по описи с регистрацией в соответствующем журнале, а для предоставления услуги требуется направление запросов (срок до 5 дней);

- проверка полноты и достоверности сведений в представленных документах - на это необходимо как минимум 5 рабочих дней (с учетом выходных и приемных дней и до 10 рабочих дней);

- «руководитель лицензионно-разрешительного подразделения территориального органа МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий трех дней с момента регистрации заявления, назначает сотрудника, ответственного за рассмотрение заявления» (пункт 22.7);

– правом подписи в личной карточке и удостоверении частного охранника (также проставлением печати) обладает только руководитель органа внутренних дел, который на практике не будет оформлять каждую карточку в отдельности;

– несмотря на то, что функции по выдаче личных карточек возложены на органы внутренних дел (определены как государственные услуги, пункт 6), образец карточки не утвержден, их оформлением на практике занимаются частные охранные организации, что не создает условий для единообразного оказания государственных услуг, способствует коррупционным проявлениям при их оказании.

II. Для получения личной карточки охранника руководитель (представитель) частной охранной организации представляет в соответствующий орган внутренних дел: заявление о выдаче личной карточки; фотографию частного охранника размером 3х4 см; удостоверение частного охранника с приложением копий страниц удостоверения, имеющих запись; выписку из приказа о принятии гражданина на работу по соответствующей профессии (должности).

При сдаче удостоверения для внесения сведений о выдаче карточки (на срок ее выдачи) охранник не вправе осуществлять охранные функции, а при их осуществлении (даже при наличии описи) будет привлечен к административной ответственности.

III. Процедура выдачи личной карточки охранника крайне обременительна не только для охранников, но и для руководителей:

– региональному охраннику (а их большинство в охранных структурах) для получения личной карточки приходится как минимум два раза приезжать в Москву и длительное время не работать, будучи при этом трудоустроенным;

– руководителю приходится представлять документы на каждого трудоустроенного и уволенного охранника, на что затрачивается время, необходимое для организации и контроля за работой охранников.

Варианты решения проблемы №1

1. Внести соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты с передачей функций выдачи личных карточек руководителям частных охранных организаций (с утверждением в лицензирующих органах его образцов, как было установлено ранее). Органы внутренних дел отказались (ведь ?) от функции согласования специальной форменной одежды охранников, что в значительной мере способствовало устранению установленных бюрократических контрольных функций полиции.

2. При наличии в органах внутренних дел информационных баз данных значительно сократить сроки изготовления требуемых документов. Определить сроки сдачи квалификационных экзаменов в образовательной организации непосредственно после прохождения обучения.

3. Дать разъяснения по вопросам возмещения потерь охранников в зарплате при вынужденных простоях на срок выдачи личной карточки (с представлением в полицию удостоверения охранника).

Организационные и экономические выгоды

1. Органы внутренних дел освободятся от несвойственных (излишних) функций по выдаче личных карточек (беджей) охранников, что приведет к освобождению рабочего времени сотрудников и руководителей полиции, перераспределению штатов для организации контроля над оборотом оружия - крайне востребованной функции для обеспечения национальной безопасности России.

2. Снижение количества посетителей сократит расходы на оборудование и содержание приемных комнат органов внутренних дел, сократится объем требуемых документов.

Судебная оценка угрозы охраняемым общественным отношениям

При рассмотрении судами дел об административных правонарушениях за «оказание охранных услуг» без личной карточки охранника суды находят такие правонарушения малозначительными, поскольку они не создают существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и это убедительно свидетельствует о необходимости освобождения полиции от излишних бюрократических функций.

Проблема №2. О судебной практике привлечения частных охранников к административной ответственности

Судебная практика сложилась не в пользу частных охранников. Суды признают охранников виновными за исполнение охранных функций без личных карточек и привлекают к административной ответственности (дело №12-19/2013, решение от 22 августа 2013 года федерального судьи Велижского районного суда Смоленской области; дело №12-61/2013, решение от 23 июля 2013 года судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия). Законность принятия таких решений вызывает сомнения.

Обоснования

1. Диспозиция ч.4 ст.20.16 предусматривает: «Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований».

1.1. При буквальном толковании - ответственность частного охранника (охранника) может наступать при оказании охранных услуг (не трудовых охранных функций), либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований.

1.2. Законом №2487-1 «частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов» (ст.1) (в ред. от 22.12.2008г. №272-ФЗ).

Примечание. При буквальном толковании – частным охранникам не выдается лицензия на оказание охранных услуг и, соответственно, они их не оказывают, а выполняют предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками трудовые (охранные) функции, а не услуги.

1.3. В целях указанного Закона используются следующие основные понятия:

«1) частная охранная организация (далее также – охранная организация) – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности (ст.1.1) (введена ФЗ от 15.11.2010г. №301-ФЗ).

Примечание. При буквальном толковании – частный охранник не является предпринимателем и юридическим лицом, соответственно, не уполномочен оказывать охранные услуги.

1.4. Охранник не оказывает ни одной охранной услуги, предусмотренной ст.3 Закона №2487-1, поскольку в соответствии со ст.9 он должен заключить письменный договор с каждым клиентом (заказчиком). Такие договоры заключаются только юридическими лицами (частными охранными организациями) и предпринимателями (частными детективами).

1.5. «Оказание услуг, перечисленных в части третьей ст.3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел» (ст.11) (в ред. ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ).

1.6. «Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации» (ст.11.1) (в ред. ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ, от 2.07.2013г. №185-ФЗ).

Примечание.

При буквальном толковании – частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией (не оказывает охранные услуги), и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и Законом №2487-1.

1.7. «Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей ст.3 настоящего Закона» (ст.11.2) (введена ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ).

Примечания:

– при буквальном толковании – в совокупности с другими положениями лицензиатом является частная охранная организация, а не частный охранник;

– частный охранник не может нарушить установленных Правительством РФ лицензионных требований, поскольку он не является лицензиатом.

1.8. Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации (не охранник) обязан представить в соответствующий орган внутренних дел перечень требуемых документов (ст.11.3) (введена ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ). Охранник таких документов не представляет.

1.9. «Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации (ст.12) (ч.7 введена ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ).

Примечания

1. При буквальном толковании - наличие у работников частной охранной организации (осуществляющих охранные услуги) личной карточки охранника является обязательным требованием только для руководителя частной охранной организации в соответствии с утвержденным Порядком выдачи карточки.

2. Слово «осуществление» (означает «привести в исполнение, осуществить в действительность», словарь С.И.Ожегова) не означает оказание возмездных охранных услуг, оно более соответствует осуществлению трудовых охранных функций охранником и не может однозначно (в данном Законе с учетом предыдущих положений) трактоваться как оказание охранных услуг.

3. Предложение «Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги» противоречит многочисленным правообразующим основным положениям Закона №2487-1 и не может использоваться в качестве основного обоснования умышленной формы вины охранников (для признания вины суд должен обосновать главенство данной формулировки над иными положениями закона путем тщательного исследования, и, если данная формулировка вызывает сомнение (противоречит другим), она должна истолковываться в пользу охранников, а не наоборот).

4. Если установленным Порядком получения личной карточки не предусмотрено личное участие охранника, то и он, соответственно, не может нести административную ответственность (и наоборот, в случае нарушения трудовой дисциплины и отказа от работы (в нарушение трудового договора, приказа о выделении охранников на объект, графика работы) он будет привлечен работодателем к дисциплинарной ответственности).

5. Выставляя охранника на пост без личной карточки, руководитель организации принимает на себя ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6. Выставленный на пост без личной карточки охранник при наличии удостоверения не теряет статус частного охранника и может быть привлечен к осуществлению охранных функций, поскольку в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками требуется: профессиональная подготовка; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет; наличие удостоверения частного охранника соответствующего образца, полученного в органах внутренних дел.

7. Охранник не является служащим, а является рабочим по профессии «охранник 4-6-го разрядов» и не может оказывать охранные услуги, обеспечивать лицензионные требования, может в соответствии с трудовым договором выполнять только трудовые функции по охране объектов.

Санкции ч.4 ст.20.16 предусматривает «наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на руководителей частных охранных организаций – от трех тысяч до пяти тысяч рублей».

Примечания

В санкции ч.4 ст.20.16 указаны два физических лица, одновременно подлежащие административному наказанию за совершенное правонарушение – частный детектив (охранник):

1) «частный детектив» – гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные частью второй ст.3 Закона №2487-1, которому можно инкриминировать данное деяние (при наличии лицензии);

2) «охранник» (без разграничения должности, профессии), который может быть:

а) специалистом, в обязательные требования к квалификации которого включено наличие лицензии на право заниматься охранной деятельностью (приказ Минздравсоцразвития от 29 января 2009г. №32, утвердивший Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»), которому, по нашему мнению, можно инкриминировать данное нарушение (при наличии лицензии);

б) рабочим по профессии «охранник 4-6-го разрядов», не являющимся должностным лицом или предпринимателем, не уполномоченным Законом №2487-1 на оказание охранных услуг, не имеющим лицензии на оказание охранных услуг (соответственно, не нарушающим лицензионных требований) (приказ Минздравсоцразвития от 17 апреля 2009г. №199 «О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1»), которому, по нашему мнению, нельзя инкриминировать данное нарушение (при отсутствии лицензии).

Уголовным кодексом Российской Федерации применяется термин «должностные обязанности» применительно к работникам частных охранных организаций: «Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей...»

С учетом изложенных выше обоснований, по нашему мнению, частный охранник по профессии рабочего «охранник 4-6-го разрядов» не является должностным лицом и не может быть привлечен к ответственности за данное преступление.

Предложения

1. Провести обзор судебной практики о порядке исполнения и соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих частную охранную деятельность и ответственность работников частных охранных организаций за их нарушение.

2. Для целей устранения причин и условий нарушений действующего законодательства направить данный обзор в СМИ для опубликования и распространения в охранно-сыскных структурах.

Представление официальных толкований и методических рекомендаций по применению положений действующего законодательства в сфере частной охранной деятельности поможет снизить напряженность в трудовых коллективах, вести деятельность в рамках действующего законодательства, что будет способствовать единообразному применению требований закона охранными структурами и контролирующими органами.

Юрий Воронин