Ужесточение санкций за нарушения в сфере охраны труда

Ужесточение санкций за нарушения в сфере охраны труда Обеспечение безопасности труда на любом предприятии, независимо от его организационно-правовой формы, относится к одной из наиболее важных задач, подлежащих решению при выполнении любого производственного процесса.

Исполнение правил, процедур, критериев и нормативов, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, является обязательным для любой организации. Предприятия сектора негосударственной сферы безопасности, не являются исключением. Нормы трудового права возлагают на руководство этих предприятий конкретные обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. К таким обязанностям относятся, в том числе:

− обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования;

− создание и функционирование системы управления охраной труда;

− применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

− обеспечение соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;

− обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

− обеспечение приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

− обеспечение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим, проведения инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

− недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

− организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

− проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

− информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

− предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

− принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

− расследование и учет в установленном законодательством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве;

− обеспечение санитарно-бытового обслуживания и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

− беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве;

− выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством Российской Федерации сроки;

− обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

− ознакомление работников с требованиями охраны труда;

− разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном трудовым законодательством России для принятия локальных нормативных актов;

− обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комплекс различных юридических, экономических, организационных, технических и иных мероприятий, включающих перечисленные выше, в совокупности знаменует собой деятельность по охране труда на предприятии. Согласно трудовому законодательству, каждый руководитель организации, оказывающей услуги и выполняющей работы в негосударственной сфере безопасности, обязан создать условия для работы и обеспечить надлежащий уровень охраны труда любому сотруднику во время выполнения возложенных на него должностных обязанностей. За невыполнение или за ненадлежащее выполнение установленных законом требований, за нарушение правил и требований по охране труда и безопасности оказания услуг (выполнения работ), в случае выявления таковых, может наступать, в зависимости от состава правонарушения, как административная, так и уголовная ответственность.

Тем не менее, следует признать, что определенная проблема существует. Несмотря на предусмотренные административным и уголовным законодательством санкции и дамоклов меч наказания, часть требований нормативно-правовых актов, касающихся охраны труда, попросту игнорируются. Положений, правил, норм и требований, определяющих необходимость обеспечения в организации охраны труда, достаточно много. Надлежащее исполнение таких норм невозможно без выделения на эти цели определенных денежных средств предприятия.

В условиях проявления некоторых неблагоприятных явлений в экономике, в том числе – недобросовестной конкуренции, при наличии в агрессивной экономической политике некоторых ведомств очевидной тенденции по фактическому захвату значительной доли рынка охранных услуг, руководители многих компаний, функционирующих на этом рынке, зачастую находятся перед непростым выбором: направить часть средств организации на исполнение всех предписаний по охране труда, ослабляя тем самым прочие направления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и вставая перед фактом неизбежности повышения цен на услуги, рискуя потерять часть своей клиентуры, либо – сознательно идти на нарушение закона, рассчитывая, в случае выявления таких нарушений, уплатить штрафы, которые непомерно малы в сравнении с затратами, которые должна понести организация в целях исполнения всех предписаний нормативно-правовых актов, регламентирующих непростой процесс охраны труда на предприятии.

Предполагаем, что в настоящее время риск выявления в организации нарушений в сфере охраны труда не столь велик. Как правило, проверочные мероприятия осуществляются проверяющими из надзорных органов в плановом порядке, при этом сроки проведения подобных мероприятий в большинстве случаев всегда известны заранее. Кроме того, проведение подобных проверочных мероприятий неизбежно содержит в себе коррупционную составляющую – никто не возьмется утверждать, что проверяющих нельзя попытаться «мотивировать» к составлению благоприятного для руководства проверяемой организации итогового документа, фиксирующего состояние охраны труда в этой организации. Ну и, наконец, вряд ли кто-то оспорит суждение о том, что сам факт направления жалобы на какие-либо нарушения в компании, касающиеся охраны и условий труда, со стороны работника в надзорный орган – столь частое явление. Никакой работодатель не будет испытывать приятное чувство душевного комфорта, имея в штате возглавляемой им организации сотрудника, совершающего грамотные действия по отстаиванию свои прав и защите своих интересов, в том числе в сфере охраны труда, тем более, если нарушения действительно имеют место. К сожалению, ищущих работу квалифицированных специалистов в настоящее время существенно больше, нежели свободных вакансий. Поэтому способ решения данной проблемы для руководителя организации – очевиден.

Тем не менее, нормы и нормативы, касающиеся охраны труда, не появляются «с потолка». За ними стоят жизнь и здоровье наших сограждан. А значит, это явление не только экономическое, но и социальное. Закон необходимо соблюдать!

С 1 января 2015 года вступают в силу поправки к законодательству в сфере охраны труда. Очевидно, учитывая некоторые соображения, изложенные выше, законодатель пошел по пути ужесточения ответственности за нарушение установленных норм.

За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрено увеличение штрафов; кроме того, расширен перечень объектов административного правонарушения. Санкции предполагается применять как в отношении организации – работодателя, так и в отношении работника, в действиях (бездействии) которого будет усмотрено нарушение.

Устанавливается ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями, то есть не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор. Такое нарушение предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

За уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусматривается ответственность наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В том случае, если нарушения, указанные выше, будут выявлены в отношении совершившего их лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, то ответственность будет выражаться уже в виде административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

При этом меняется состав наказания и увеличиваются размеры административных штрафов за действующие в настоящее время нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (за исключением описанных выше); таковые будут выражаться в предупреждении или наложении административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. А для лиц, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

И это еще не все. Новацией административного законодательства является введение ответственности за:

− нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (санкциями являются предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей), за исключением случаев, предусмотренных ниже;

− нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (санкциями являются предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей);

− допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (санкциями являются наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей);

− необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (санкциями являются наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей).

Если будет установлено, что лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, совершило административные правонарушения, перечисленные выше, то в отношении этого лица предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, у организаций остается не так много времени, чтобы до наступления 2015 года привести в порядок, в соответствии с законом, трудовые отношения, внутреннюю документацию, содержащую фиксацию таковых, а также провести специальную оценку условий труда – при отсутствии документов, свидетельствующих о проведении аттестации рабочих мест, и т.д.

Авторы:   Дробязка А. А.    Нечаев А. В.


Новое на сайте