Охрана учебных заведений

Вопросы охраны школ, техникумов, колледжей и вузов с каждым годом становятся все актуальнее. В последнее время в учебных заведениях разных стран мира все чаще случаются происшествия с самыми тяжелыми последствиями. Накануне нового учебного года мы рассматриваем основные тенденции развития безопасности образовательных учреждений. Полагаем, что данная статья будет полезна частным охранным предприятиям, ориентированным на охрану школ, вузов и детских образовательных учреждений.

С тех пор как в 1999 году в результате ужасной резни в школе Columbine погибло 15 человек, было пересмотрено множество возможных вариантов охраны школьных учреждений и всевозможных способов усиления их охраны.

Эксперты считают, что полностью предотвратить вспышки насилия в учебных заведениях невозможно: это не под силу ни администрации, ни охране, ни местным властям. Однако охранное сообщество обязано извлечь уроки из происшествий, выработать новую стратегию и найти эффективные решения, чтобы защитить учебные заведения от насилия, терроризма, криминальных проявлений.

Президент одной компании в Кливленде (США), которая занимается вопросами безопасности, в том числе и в учебных заведениях страны, Кеннет Трамп (Kenneth Trump) говорит о том, что предусмотреть можно далеко не все, принимая во внимание непредсказуемый человеческий фактор. Только за этот год, по данным компании, в США было отмечено 17 перестрелок в школьных стенах, во время которых, к счастью, никто не погиб. 85 аналогичных происшествий было отмечено за прошлый год.

Угрозы безопасности учебного заведения

Угрозы безопасности школы можно поделить на две категории. Первая - это угроза личности, включая нападение, оскорбление действием, похищение, несчастный случай и стихийное бедствие, которые могут нанести физический или моральный вред учащимся, преподавателям и сотрудникам. Ко второй категории относятся угрозы, связанные с ущербом имуществу и собственности: вандализм, кражи, другие преступления, наносящие ущерб школьному имуществу и личным вещам учащихся. Поскольку школа не может существовать без учеников, нужно уделять первостепенное внимание безопасности людей.

Ситуация в колледжах и университетах несколько иная. Большая площадь охраняемой территории с десятками зданий различного назначения, а также наличие дорогостоящего оборудования предполагают многоуровневую систему защиты. При этом нужно принимать во внимание то, что все учебные заведения высшего и среднего специального образования, несмотря на острую потребность в защите студенческих городков, традиционно придерживаются достаточно свободных правил доступа и проживания.

Принимаем срочные меры

Важные выводы сделали специалисты США после ряда трагедий в университетах и бытовых городках: жертвами насилия становятся студенты и персонал, не знающие, что делать в условиях реальной угрозы жизни.

В колледжах и университетах устанавливаются системы оповещения, позволяющие оперативно информировать весь персонал и студентов о возникновении чрезвычайной ситуации. Проводятся специальные тренинги по выявлению и оценке угроз безопасности. Сотрудникам охраны выдается огнестрельное оружие, а во время проведения массовых мероприятий организуется контроль доступа с использованием металлодетекторов.

Многие учебные заведения уже модернизировали свои системы оповещения. В качестве примера можно привести систему оповещения Университета Южной Флориды, с помощью которой в течение пяти минут можно оповестить студентов о возникшей угрозе путем передачи текстовых сообщений на их сотовые телефоны или адреса электронной почты. За два года этой услугой уже воспользовались 5 000 из 45 000 студентов университета. В настоящее время администрация проводит мероприятия по расширению числа абонентов. В некоторых учебных заведениях предпринимаются и другие меры. Так, в Университете Монтклэр, штат Нью-Джерси, всех первокурсников обязали приобрести сотовые телефоны, принимающие сообщения о тревоге.

Разработчики ищут новые технические решения для систем мас­сового оповещения, способного за одну минуту отправить 6 400 текстовых сообщений и за 15 минут обзвонить 100 тыс. абонентов, затратив 30 секунд на каждый звонок. По оценке специалистов, стоимость установки этой системы в перерасчете на одного студента не должна превышать стоимости завтрака. Кроме того, предлагается услуга поиска абонента сотовой связи, благодаря которой администрация может мгновенно определить, где находится студент, если он нажмет кнопку сигнала тревоги.

По сравнению с высшими учебными заведениями школы и детские сады в США имеют более надежные системы охраны и оповещения: 1300 школ оборудованы самыми современными системами оповещения. Кроме того, сотрудникам школьной охраны разрешается носить огнестрельное оружие, а для обнаружения взрывчатых веществ используют специально обученных собак и широко применяются металлодетекторы.

После террористических актов 11 сентября 2001г. были разработаны национальные программы подготовки в сфере безопасности, однако не все учебные заведения используют их в своей практической деятельности. Эксперты рекомендуют организовать во всех учебных заведениях занятия по безопасности, причем не только для сотрудников службы охраны, но также для студентов и профессорско-преподавательского состава.

Родители, студенты и учителя должны научиться замечать тревожные отклонения в поведении учащихся и постараться убедить тех, кто нуждается в помощи, обратиться к специалистам. Для людей, страдающих психическими заболеваниями, нужно не только организовать специализированную помощь, но и создать усло­вия, чтобы они не чувствовали себя оторванными от общества. Государственные и местные органы здравоохранения должны пересмотреть инструкции по организации медицинской помощи лицам, которые страдают психическими заболеваниями, чтобы сделать ее более эффективной.

Образовательные учреждения должны использовать все имеющиеся у них средства и возможности, чтобы повысить готовность к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. Так, Американская ассоциация колледжей и университетов разработала следующий перечень рекомендаций в сфере безопасности:

• как можно чаще проверять охраняемые здания в период повышенной опасности;

• организовать в каждом охраняемом здании единый контрольно-пропускной пункт с обязательной идентификацией учащихся, сотрудников и посетителей;

• усилить контроль за проносимыми сумками и другими вещами;

• обеспечить эффективное видеонаблюдение;

• установить надежное заграждение вокруг охраняемой территории;

• обеспечить безопасное расстояние между зданиями и автостоянками;

• установить надежные системы оповещения и связи для учащихся, преподавателей, сотрудников и посетителей.

Применяемые технологии безопасности

Несмотря на существующие трудности, специалисты индустрии безопасности разработали технологии и устройства, направленные на повышение безопасности учебных учреждений.

Система контроля и управления доступа (СКУД). Современная система контроля доступа позволяет в круглосуточном режиме следить за передвижением персонала, учащихся и посетителей и пресекать несанкционированный доступ. Кроме того, в нее можно интегрировать системы видеонаблюдения и пожарной сигнализации. Понятно, что не все согласны с такими ограничениями. В Калифорнийской начальной школе (Brittan Elementary School), обязавшей всех учеников носить на шее значки-пропуска с RFID-чипами, отслеживающими каждое движение детей, через месяц в спешном порядке завершили спорный эксперимент. Формально программа была свернута компанией InCom, разработавшей «значки» и заплатившей школе за испытания несколько тысяч долларов. «Я разочарован. Это все, что я могу сейчас сказать», – бросил директор школы Эрни Грэхем (Earnie Graham), надеявшийся с помощью чипов повысить уровень безопасности учащихся и бороться с вандализмом. Поясним, что новые «удостоверения» с уникальным идентификационным номером, фотографией и другими данными ученика были введены в учебном заведении без согласия родителей, которые увидели в технологии призрак «Большого Брата» и вмешательство в личную жизнь детей. «Я пока не уверен, что все это закончилось, – заявил отец одного из школьников Дон Кэнтралл (Dawn Cantrall), отправивший жалобу в Союз гражданских свобод (American Civil Liberties Union). — Но я уже счастлив, что детей не метят, и продолжаю борьбу, чтобы избавить нашу школьную систему от технологий такого рода. Ограничение свобод в целях повышения безопасности – вопросы достаточно спорные. Общественное мнение должно не только осознать целесообразность принимаемых мер, но и согласиться на ограничение гражданских свобод.

Перспективные элементы СКУД

• Бесключевые замки. Использование биометрической идентификации и бесключевых замков для контроля доступа в школах и студенческих городках должно помешать проникновению посторонних лиц в классы и спальни. Бесключевые замки могут быть разных видов, начиная от дактилоскопических и заканчивая пин-кодовыми. Обыкновенные замки с ключами, которые в основном используются в детских садах и школах, ненадежны с точки зрения безопасности: ключи можно украсть, подделать или потерять. Дактилоскопические замки больше подходят для спален, так как ими пользуется более узкий круг лиц, а биометрическая идентификация более надежна. Пин-кодовые замки вмещают больше цифровых комбинаций, поэтому их целесообразнее устанавливать там, где ими пользуется много людей, например в школах. Однако при большом потоке людей в здание эти замки становятся бесполезными, так как они не гарантируют проход только одного человека через дверной проем.

• Контроллеры для замков. При возникновении чрезвычайной ситуации сотрудник службы безопасности может одновременно запереть двери всех зданий в студенческом городке с помощью беспроводного контроллера для замков, который используется в системах контроля доступа. Эта система считается приоритетной для ограничения движения объекта угрозы по территории. Анализ большого количества чрезвычайных ситуаций свидетельствует о том, что людские потери могли быть значительно меньше, если преступнику ограничивать зоны возможного доступа.

• Идентификация. Каждая школа или колледж могут использовать собственную систему идентификации. Например, в некоторых учебных заведениях обязательным является ношение опознавательных бейджей для учащихся, персонала и посетителей. Бейджи для посетителей могут иметь цветной код, меняющийся каждый день, чтобы на территорию школы не мог проникнуть человек с недействительным бейджем. В школах каждого посетителя регистрируют в специальном журнале. Такой способ контроля не обеспечивает должной безопасности учащихся. Альтернативным решением может стать система управления потоком посетителей, с помощью которой сканируется удостоверение личности посетителя, например водительское удостоверение, данные которого, включая фотографию, моментально сверяются с базой данных о преступниках. В считанные секунды осуществляется проверка биографических данных и печатается автоматически прекращающая свое действие опознавательная карточка (бейдж) с фотографией. Если в результате проверки выяснится, что посетитель зарегистрирован в базе данных о преступниках, система оповестит об этом текстовым сообщением охрану и соответствующие службы.

• Обнаружение взрывчатых веществ. Взрывчатые вещества могут попасть в школу по почте, их могут пронести в школьном рюкзаке, оставить в индивидуальном шкафчике и т.д. Подозрительные предметы нужно исследовать с помощью детекторов и специально обученных собак. Чтобы предотвратить проникновение ВВ через почтовую корреспонденцию, нужно обучить школьный персонал мерам предосторожности при вскрытии корреспонденции и ограничить доступ учащихся к школьной почте. При обнаружении подозрительного конверта можно воспользоваться специальным сканером для досмотра почтовой корреспонденции, который проверяет содержимое конвертов и небольших бандеролей на наличие ВВ и опасных предметов.

• Арочный металлодетектор. Переносной арочный металлодетектор нашел широкое применение в американских школах. Некоторые модели работают на батарейках, их можно собрать и разобрать за несколько минут и перенести на место проведения массовых мероприятий.

• Рентгеноскопический контроль. Каждый день студенты и преподаватели приносят в школу сумки, рюкзаки и портфели, в которых может быть спрятано оружие. Система рентгеноскопического контроля, установленная у входа в здание, поможет его обнаружить. Оборудование для рентгеноскопического контроля выпускается в портативном варианте, приспособленном для проноса через узкие коридоры и дверные проемы. При наличии мониторов, на которые выводится четкое цветное цифровое изображение, досмотр может проводить сотрудник охраны или подготовленный сотрудник школы.

• Система оповещения с использованием сотовой связи. 90% учащихся колледжей имеют сотовые телефоны. Существуют доступные программы, благодаря которым можно оповещать родителей, студентов, преподавателей и сотрудников, где бы они ни находились. В отличие от звукового сигнала тревоги, который не уточняет характер происшествия, сообщения, отправляемые на сотовый телефон, могут содержать описательную информацию (например, прогноз погоды) и предупреждать о срочной трансляции или угрозе теракта. В тех учебных заведениях, где не разрешают пользоваться мобильными телефонами, можно установить тревожную сигнализацию (тревожные кнопки, брелки). При подаче сигнала тревоги администрация получит информацию о месте происшествия. Для оповещения большой школы или студенческого городка можно установить радиовещательную башню, которая вместе с локальной телефонной связью станет единой системой оповещения о чрезвычайных ситуациях.

• Система видеонаблюдения (охранное телевидение). Беспроводные веб-сети. Используются для передачи данных, голоса и видеоизображения с телекамер. Если на пути передачи сигнала возникает препятствие, он перенаправляется на другой узел сети и так далее, пока не достигнет места назначения (пункта централизованного управления). Система видеонаблюдения, интегрированная в многоузловую сеть, позволяет камерам, расположенным в разных местах, одновременно передавать видеоизображение сотрудникам служб экстренного реагирования прямо в патрульные автомобили. Патрульные экипажи могут приехать на место происшествия, подключиться к сети и изучить обстановку на территории учебного заведения.

• Сетевые видеокамеры. Сетевые видеокамеры позволяют пользователю получать живое видеоизображение в любой точке, где есть доступ в Интернет. Например, учитель может следить за работой класса за пределами учебного кабинета. На большой территории сотрудник охраны может видеть на своем компьютере, в какой части здания находится злоумышленник, его действия, вести его по охраняемой территории до места безопасного задержания или локализации до прибытия полиции.

• Камеры ночного видения позволяют сотрудникам охраны наблюдать за происходящим в школе после окончания занятий. В сочетании с инфракрасной камерой системы ночного видения обеспечивают видеонаблюдение за периметром школы или студенческого городка независимо от их размеров и погодных условий.

• Видеонаблюдение и связь в школьном автобусе. Водители школьных автобусов видят учащихся каждый день до и после занятий, поэтому они должны знать, как их защитить. Для этого автобусы можно оборудовать видеокамерой и цифровым видеорегистратором или двухсторонней радиосвязью. В случае возникновения чрезвычайной ситуации с помощью радио можно связаться со школой, а камеры и видеорегистраторы сделают запись для анализа происшествия. В автобусе также можно установить систему контроля местонахождения, которая будет записывать информацию об остановках и скорости движения или передавать ее в режиме реального времени. У дверей автобуса можно установить биометрические считыватели для идентификации личности учащихся и учета поездок.

Валерий Прасолов