В последнее время охранный бизнес все активнее подвергается проверкам со стороны контролирующих органов. Это выражается, прежде всего, в проведение многочисленных милицейских, налоговых и других административных проверок, которые заканчиваются штрафами, судами, взятками и административным кодексом. Нередко визиты представителей силовых структур носят заведомо «заказной характер».

Парадоксальность ситуации заключается в том, что под каток проверок попадают в основном законопослушные предприятия, активно ведущие коммерческую деятельность в рамках действующего законодательства.

Поэтому, чтобы противостоять необоснованным претензиям, руководителю предприятия необходимо знать несколько вещей:

Какие права есть у проверяющих структур.

Как проверяющие органы должны приступать к проверке и проводить ее.

Что делать во время проверки они имеют право, а что - нет.

Что делать, если в вашей фирме действительно выявлены нарушения, в том числе наказуемые правонарушения.

Можно ли в России работать, не нарушая закон.

Какие права вы как предприниматель имеете при проверке.

Что вы должны делать при проверке, а чего делать категорически нельзя.

Что делать, если выписаны штрафы, изъята документация, оргтехника и т.д.

Кто обязан о вас заботиться, и будет ли он это делать.

Практика свидетельствует, что Закон № 134-ФЗ дает руководителям организации эффективные инструменты для защиты прав. Одним из таких инструментов является «Журнал учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентированный статьей 9 Закона. В соответствии с ней:

«В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись».

Требование внести запись в «Журнал учета мероприятий по контролю» содержатся также в ведомственных инструкциях о проведении проверок, например:

приказ МЧС России от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ», пункт 62;

постановление Госстандарта РФ от 01.09.03 № 99 «Об утверждении порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора», пункт 17;

приказ Минздрава России от 17.07.2002 № 228 «О порядке проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора», пункт 22.

Форму журнала организация может разработать самостоятельно, руководствуясь требованиями Закона. Журнал должен быть пронумерован, прошит и удостоверен печатью.

Грамотное и аккуратное ведение «Журнала учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не является обязательным, однако оно нужно самой организации, так как защищает ее права. Заполнение журнала позволит уменьшить количество незаконных проверок и, кроме того, поможет при отстаивании своих прав в суде.

Приказом руководства необходимо утвердить инструкцию по взаимодействию с контролерами. В инструкции руководитель фиксирует свои указания сотрудникам о правилах поведения при проверках. В частности, там можно записать, что весь персонал может быть задействован в проверке только с согласия руководства.

Отдельным приказом утверждается перечень полномочных представителей руководства, которые могут представлять организацию во время проверки. В инструкцию стоит внести пункт и о том, что вести разговоры и отвечать на вопросы контролеров рядовым сотрудникам (не должностным лицам) запрещено, руководитель имеет законное право на внесение подобных пунктов.

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Генеральный директор

ООО ЧОП «___________»

_____________ «____»

Инструкция действий сотрудников ООО ЧОП «___________» (далее – Компания) при проведении контрольных мероприятий

1. Любая проверка государственного органа производится на основании распоряжения (приказа). Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю Компании или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом Компании), одновременно с предъявлением служебного удостоверения проверяющего.

Исключение может составлять проверка оружия, которая проводится в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 (ст. 189 Приложения к данному приказу)

Необходимо предложить проверяющему всю информацию о распоряжении внести в журнал проверок, который находится на объекте охраны.

Если во время проведения проверки в Компании отсутствует руководитель, а проверяющие настаивают на вручении распоряжения и проведении контрольных мероприятий, сотруднику Компании следует известить проверяющих о занимаемой должности, и в дальнейшем указывать ее, расписываясь в документах, связанных с данной проверкой (например – охранник Иванов И.И., доверенность отсутствует).

2. В распоряжении о проверке должны быть указаны следующие сведения и делаются соответствующие записи в журнал проверок:

номер;

дата;

наименование государственного органа, выдавшего его и ФИО подписавшего лица;

ФИО уполномоченного на осуществление контроля лица;

наименование юридического лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю;

цели, задачи и фактические основания к проведению мероприятия по контролю;

вид мероприятия по контролю;

даты начала и окончания мероприятия по контролю.

Если в распоряжении не указано что-то из вышеперечисленного, следует сделать запись об этом в журнале (например, если не указана дата проведения контрольного мероприятия, сделать запись что «дата не указана», а не оставлять поле пустым).

3. Плановое мероприятие по контролю может быть проведено каждым из уполномоченных органов госконтроля не чаще одного раза в два года в отношении одного юридического лица, а продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

В журнале обязательно указывается характер мероприятия по контролю - плановое/внеплановое.

4. Внеплановой проверке подлежит деятельность Компании в случаях:

выявления ранее в ходе плановых мероприятий нарушений с выдачей соответствующих предписаний (в целях проверки исполнения таких предписаний);

возникновения аварийных ситуаций;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды в организациях той же сферы деятельности, что и Компания;

обращения граждан, организаций с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями Компании.

При внеплановой проверке должен быть четко указан предмет и фактическое основание (из перечисленных) проверки. Необходимо занести в журнал проверки цель контрольного мероприятия. В конце проверки сравнить, соответствуют ли выявленные нарушения этой цели. При несоответствии обратить внимание проверяющих на данное несоответствие.

5. По результатам проверки проверяющим составляется акт установленной формы в двух экземплярах – по одному для проверяющего органа и для компании, акт вручается руководителю Компании или ее уполномоченному представителю под роспись.

В случае, если нарушения в ходе проверки не выявлены, также составляется акт.

Представители Компании вправе:

непосредственно присутствовать при осуществлении всех контрольных мероприятий, а при проверке оружия присутствия лица ответственного за сохранность оружия и боеприпасов обязательна;

знакомиться с результатами проверок;

давать объяснения и указывать в актах проверок сведения о своем ознакомлении, согласии или несогласии.

В случае если представитель Компании не согласен с составленным проверяющим документом, при подписании можно сделать пометку «не согласен» и подписаться только в его получении (т.е. не конкретизировать свое несогласие, а впоследствии скорректировать позицию по этому вопросу с юристом). Подписание или не подписание итоговых документов проверки представителем Компании не имеет решающего значения для правовой оценки результатов проверки.

Примечание: Однако, если акт не предъявлялся для подписания в ознакомлении представителю Компании, не нужно инициировать его предъявление, т.к. данное обстоятельство является однозначным основанием для аннулирования результатов проверки в судебном или внесудебном порядке. Так же в соответствии с решением Верховного суда, если руководитель подписал акт проверки и не указал о своем несогласии, признается факт согласия с указанными в акте недостатками.

Один экземпляр акта с копиями приложений (отбор проб (образцов) вручается руководителю или иному представителю Компании под расписку либо может быть направлен почтой с уведомлением о вручении.

Наряду с указанными действиями в рамках составления акта должностным лицом контрольного органа делается соответствующая запись о результатах проверки в «Журнале учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При отсутствии журнала в акте указываются сведения об этом факте.

6. Закон устанавливает:

недопустимость взимания органами контроля платы с организаций за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения им расходов на осуществление исследований и экспертиз;

недопустимость получения денежных средств непосредственно проверяющими, в случаях составления актов об административных правонарушениях.

7. Юридические лица вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проверках действует презумпция добросовестности, т.е. на проверяемых действует правило «разрешено все, что не запрещено», для проверяющего наоборот - «все, что не разрешено, то запрещено» (на все действия необходимо специальное разрешение). Этим можно воспользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, законность которых вызывает сомнение.

Таким образом, во время проведения проверки составляются следующие документы:

акт с приложениями (2 экземпляра);

запись в журнале учета мероприятий по контролю;

предписание (2 экземпляра);

протокол об административном нарушении (2 экземпляра).

Примечание: Последние 2 из указанных документов составляются в случае выявления в ходе проверки нарушений действующего законодательства.

8. Сотрудники могут быть задействованы в проверки только с согласия руководства Компании. В противном случае сотрудник информирует проверяющих о том, что задаваемые вопросы не входят в его компетенцию, и он не знает ответов на них, не помнит, что бы он занимался данными проблемами, не понимает о чем его спрашивают и т.д.

Примечание: Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не применяется к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, таможенного, лицензионного контроля, оперативно-розыскных мероприятий и прокурорского надзора.

Журнал «Охранная деятельность»