Права потребителей при отключении коммунальных услуг

В последнее время в средствах массовой информации участились сообщения о том, что предприятия ЖКХ отключают население от холодного и горячего водоснабжения. Свои действия они мотивируют тем, что у отключенного дома есть долги по оплате. Получается, что из-за нескольких неплательщиков страдают все жильцы.

Однако действия управляющих компаний не всегда согласуются с законом.

В соответствии с п. 80 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (далее Правила), исполнитель (предприятие ЖКХ) вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг только в следующих случаях:

Если потребитель произвел неполную оплату коммунальных услуг;

Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается задолженность по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающую шесть ежемесячных размеров платы. Этот размер определяется исходя из соответствующих нормативов потребления услуг ЖКХ и тарифов, которые действуют на день ограничения или приостановки. Если же между потребителем и исполнителем было заключено соглашение о погашении задолженности, компания имеет право отключить дом только при условии невыполнения потребителем условий этого соглашения.

Если компания проводит планово-предупредительный ремонт и работы по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, которые относятся к общему имуществу собственников квартир дома;

В случае, если потребитель самовольно подключился к внутридомовым инженерным системам;

Если управляющей компанией было получено соответствующее предписания от уполномоченных государственных или муниципальных органов власти;

Если потребитель использует бытовые приборы, мощность которых превышает технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения;

При условии, что внутридомовые инженерные системы находятся в неудовлетворительном состоянии, и возможна авария или возникновение угрозы жизни и безопасности граждан. Техническое состояние должно быть удостоверено подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям.

Сам же порядок приостановки или ограничения таков:

Исполнитель должен направить потребителю письменное уведомление о том, что в случае непогашения задолженности, предоставление ему услуг будет приостановлено или ограничено в течение месяца;

Если в течение установленного в уведомлении срока потребитель так и не погасил задолженность, то исполнитель, предварительно (за три дня) предупредив потребителя, вправе ограничить предоставление услуг;

Если в течение месяца после введения ограничения задолженность не погашена, исполнитель может приостановить предоставление услуг. Однако эта мера не распространяется на услуги отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Управляющая компания может приостанавливать или ограничивать предоставление коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) до того, как задолженность будет ликвидирована или устранены выявленные нарушения;

При ограничении предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) исполнитель вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг.

В то же время, потребители, которые несвоевременно или не полностью оплатили коммунальные услуги, обязаны заплатить пени.

Но управляющая компания, которая намеревается приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, не может нарушать права и интересы граждан, которые живут в том же доме, что и должник (п. 86 Правил).